Большую часть жизни эта удивительная женщина провела в приюте. Еще в далеком детстве окружающие решили, что она не способна на общение, мыслительную деятельность, чувства и эмоции. Выйдя после сорока лет из этой «тюрьмы», Джудит Скотт неожиданно стала художницей, которую сегодня называют одним из гениев современного абстракционизма. Неспособная к вербальному общению, она смогла всему миру рассказать о своем внутреннем мире с помощью уникальных, ни на что не похожих «скульптур».
1 мая 1943 года в обычной американской семье Скотт из штата Огайо родилась двойня – Джудит и Джойс. Девочки не были однояйцевыми близнецами, но с самого раненого возраста тянулись друг к другу, проводили вместе все время, выдумывали игры, бегали по саду и окрестным полям. Это счастливое время длилось не долго. С годами различие между ними становилось все заметнее, ведь Джудит родилась с синдромом Дауна. К семи годам девочка так и не заговорила, ее лепет понимала лишь сестра, которая стала ее постоянным проводником и переводчиком, и никогда не тяготилась своей ролью. На самом деле, родись Джудит Скотт сегодня, ее социальная адаптация была бы лишь вопросом времени. Проблема девочки заключалась не только во врожденном заболевании, но и в том, что после скарлатины она потеряла слух. Этого, к сожалению, никто даже не заметил, и много лет она считалась «необучаемой».
Новорожденные сестры Скотт почти не отличаются друг от друга
В школу Джудит сходила вместе с Джойс лишь однажды. Учителя в первый же день выяснили, что работать с таким ребенком они не могут. В результате уже в середине октября «неудачного» близнеца увезли в соответствующее заведение – приют для душевнобольных. Этот день стал настоящей трагедией для обеих сестер. Джойс замкнулась в себе, а Джудит, конечно, плохо поняла, что происходит, кроме того, что ее мир разрушен навсегда. В оправдание родителей девочек хочется сказать, что в те времена это была обычная практика работы с «особыми» детьми. Сегодня они вызывают у окружающих сочувствие, есть специалисты и программы для работы с ними, а в послевоенные годы их помещали в приюты и изолировали от здоровых детей, чтобы у тех «не тормозить развития». Кроме того, врачи считали, что Джудит вряд ли доживет до совершеннолетия. Родители ее тоже не смогли пережить эту трагедию – мать все оставшиеся годы мучилась от чувства вины, которое постепенно переросло в тяжелейшую депрессию, а отец умер через несколько лет от инфаркта. Опустевшая семья осталась на грани нищеты.
На детских фотографиях сестры Скотт – счастливые дети
Разумеется, в приюте, куда отдали Джудит, глухую девочку, которая в принципе не могла пройти устные тесты, причислили к самому низкому уровню развития. В ее личном деле не очень много записей, одна из первых гласит: «Не может найти контакта с окружающими, с другими детьми. Беспокойна, ест неопрятно, рвет одежду, бьет других детей». Другая рассказывает об эпизоде, который, наверное, навсегда оставил след в душе больного ребенка: воспитательница забрала у Джудит карандаши, когда та попыталась присоединиться к группе рисующих детей. Девочке объяснили, что она умственно отстала и не сможет рисовать. Через много лет этот период жизни художница с мировым именем отразит в своем творчестве как невероятно темные работы, полные неясных символов и одиночества.
Несмотря на финансовые проблемы в семье, одаренная и целеустремленная Джойс смогла получить хорошее образование. Она считала, что сестра давно умерла, но всю жизнь пыталась вернуть этот долг своей потерянной половинке. Джойс получила медицинское образование и стала работать с детьми с синдромом Дауна, сначала как медсестра, после - как клинический психолог, психотерапевт и специалист по развитию. Постепенно она приходила к пониманию того, какую ужасную ошибку совершили ее родители. Пытаясь найти спасение от этой боли, женщина занялась общественной деятельностью. Она написала множество статей, выступала на международных конференциях, пытаясь доказать всему миру, что «особые» люди нуждаются в помощи и «втором шансе», что у них есть потенциал, который может быть раскрыт.
В 42 года на Джойс, как она сама затем рассказывала, снизошло настоящее «откровение». Она приняла решение узнать о судьбе давно потерянной сестры, и, если та действительно давно умерла, хотя бы побывать на ее могиле. Как ни странно, мать Джойс и Джудит, замкнувшаяся в бесконечной депрессии, была против этого решительного шага. Наверное, слишком больно было бередить старую рану, но Джойс была непреклонна. У нее к этому времени уже было все – образование, любимая работа, семья, дети, но заполнить в душе пустоту, оставшуюся после потери сестры, она не могла. Женщина начала наводить справки и достаточно быстро нашла интернат, где все эти годы Джудит жила, как настоящая пленница.
Встретившись после многолетней разлуки, сестры Скотт снова стали одной семьей
Встретившись через 35 лет разлуки, сестры впервые увидели друг друга взрослыми. Оказалось, что теперь внешняя разница между ними огромна – Джудит почти не выросла, ее рост составлял немногим больше метра. Несмотря на жизнь, прожитую далеко друг от друга, двойняшки как будто опять стали единым целым. Однако после короткого свидания Джойс пришлось уехать. Джудит не могла понять этого, и каждая встреча становилась настоящим испытанием для обеих. Дочь Джойс, которую та иногда брала с собой, описывала это как настоящий ад: «Холодные полы, орущие люди, тетя Джудит, которая рыдает почти все время, пока видит маму». Однако настоящие круги бюрократической преисподней ожидали мужественную женщину, которая в это время уже активно оформляла опеку над сестрой-инвалидом. Покинуть стены «тюрьмы» и переехать наконец в родной дом Джудит удалось только в 1986 году.
Арт-объекты, созданные Джудит Скотт
Для несчастной женщины, которой мир недодал так много, началась совсем другая жизнь. Она постоянно была рядом с любимой сестрой, та о ней заботилась, пыталась реабилитировать хоть немного, и даже записала Джудит в центр развивающих искусств для людей с ментальной инвалидностью «Creative Growth Art Center». Удивительно, что это, в то время практически единственное подобное заведение, находилось именно в их родном городе. Правда, первые два года Джудит ездила на занятия безропотно, но совершенно не заинтересованно. Рисование, лепка и керамика ее совершенно не трогали. Все изменилось в один миг, когда женщина попала на занятия к художнице по текстилю. Она, к удивлению окружающих, тут же включилась в работу и создала из ниток, веревок и ивовой основы совершенно необычный арт-объект.
Уникальные «скульптуры» Джудит Скотт
Арт-объекты, созданные Джудит Скотт сегодня выставляются в крупнейших музеях мира
Специалисты по психологии считают, что в тот день Джудит Скотт с помощью искусства впервые «заговорила» - она нашла форму, в которой смогла выразить свои мысли и чувства. С того самого дня ее жизнь радикально изменилась. Теперь каждый день женщины был наполнен смыслом и трудом. Рано утром она, как на работу приезжала в Центр, шла в кабинет, где ей выделили отдельный стол, и бралась за свое очередное творение. Сотрудники Центра разрешали ей брать любую приглянувшуюся вещь или материал. Основой для странных «коконов» могло стать все, что угодно – стул, коляска для покупок, фен одной из работниц, пуговица или веточка. Под руками крохотной художницы-инвалида они постепенно превращались в волшебные трехмерные объекты. Уникальную технику, по которой она их опутывала и связывала, наращивая «тело» этих странных созданий своего воображения, повторить вряд ли кто-то сможет.
Выставки Джудит Скотт производят на людей необычное впечатление
То, что перед ними раскрывается талант невероятной энергетики, сотрудники Центра для инвалидов поняли сразу, а через несколько лет и специалисты признали, что «коконы» или «тотемы» Джудит Скотт - уникальные шедевры, сравнимые с лучшими творениями художников-абстракционистов. Начиная с 1991 года работы Джудит стали выставляться, постепенно их начали покупать крупнейшие музеи всего мира, и сегодня странные «скульптуры» можно увидеть в галереях Нью-Йорка, Лондона и Парижа, и стоимость их доходит уже до нескольких десятков тысяч долларов. Сама Джудит, наверное, не имела представления о деньгах и о том, что она стала человеком, известным во всем мире. В 2005 году необычная художница тихо ушла из этого мира. Искусствоведам остается теперь писать о ней книги и гадать, к какому из направлений искусства нужно причислить ее шедевры. Творения Джудит Скотт невероятно экспрессивны. Кому-то они не нравятся, кто-то приходит от них в восторг, но равнодушными они не оставляют. Некоторые из «скульптур» радостные, наполнены светом и шорохом трав, другие – мрачные и темные, как годы одиночества, проведенные в заточении. Многие фигуры повторяются дважды, как близнецы, которые тянутся друг к другу и не могут найти свою половину.
Близнецы – частый мотив в работах Джудит Скотт
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
эти арт объекты, несчастной женщины, скорее заинтересуют психологов. Но явно прослеживается очередная спекуляция, как и в случае с черным квадратом Малевича