Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    




Если бы Надя Рушева жила в 1990-е, её назвали бы вундеркиндом или, как это было модно в то время, ребёнком-индиго. Но девочка ушла из жизни в 1969 году, оставив после себя богатейшее наследие в виде тысяч рисунков, написанных уверенной рукой. При этом она никогда не училась графике и не делала набросков. Каждую свою иллюстрацию она писала сразу «набело». Она была известна на весь Советский Союз и могла бы добиться мировой славы, но жизнь этой удивительной девочки оборвалась слишком рано.


Обведённые линии

Надя Рушева в детстве с родителями. / Фото: www.museum-kbrglav.ru

Надя Рушева в детстве с родителями. / Фото: www.museum-kbrglav.ru


Она родилась 31 января 1952 года и была долгожданным и любимым ребёнком. Родители её вовсе не собирались воспитывать из девочки гения, они просто хотели, чтобы дочь выросла счастливым человеком. Они решили в раннем детстве не истязать её занятиями, справедливо полагая, что всему она научится в своё время, а вот детство больше не повторится. Зато они водили дочь на выставки и в музеи, брали её с собой на спектакли, возили в Туву к родственникам мамы и в Ленинград в Эрмитаж.

Рисунок Нади Рушевой. / Фото: www.dzen.ru

Рисунок Нади Рушевой. / Фото: www.dzen.ru


И девочка сама выбрала свой путь. Росла Надя в Москве, где семья жила в коммунальной квартире на Шаболовке, в комнате вместе с дедушкой девочки, Константином Рушевым, оперным певцом и педагогом, учившим студентов вокальному мастерству в Московской консерватории. Именно он первым обратил внимание на талант внучки. Однажды родители Нади вернулись с работы, а дедушка протянул им рисунок и предложил оценить первые шаги девочки в искусстве. На листе были изображены кентавры, которых Надя нарисовала на следующий день после того, как дедушка прочёл ей несколько мифов Древней Греции.

Рисунок Нади Рушевой из цикла «Сказка о царе Салтане». / Фото: www.pravmir.ru

Рисунок Нади Рушевой из цикла «Сказка о царе Салтане». / Фото: www.pravmir.ru


Отец очень любил общаться с дочерью, он всегда рассказывал ей какие-то интересные истории, связанные с художниками и поэтами, увлечённо знакомил Надю с картинами, непременно читал ей книги, причём делал это очень артистично. А девочка сидела рядом, внимательно слушала и словно просто водила карандашом по бумаге. А в результате рождались её лёгкие, словно воздушные рисунки. Юная художница ещё даже не ходила в школу, когда создала свой первый серьёзный цикл иллюстраций к «Сказке о царе Салтане». Поначалу она рисовала то, что ей читали родители или дедушка, а потом Надя освоила чтение и с удовольствием читала уже сама. Причём выбирала она книги, руководствуясь какими-то своими принципами. Но Пушкина она перечитала всего и едва ли не к каждому большому произведению сделала свой цикл иллюстраций.

Рисунок Нади Рушевой из цикла «Евгений Онегин». / Фото: www.culture.ru

Рисунок Нади Рушевой из цикла «Евгений Онегин». / Фото: www.culture.ru


Наблюдать за тем, как девочка рисует, было очень увлекательно. Мама Нади рассказывала о том, как дочь, ещё совсем маленькая, легко скользила карандашом по бумаге, словно обводила уже существующие линии. А позже и сама девочка рассказывала: она видит сразу весь рисунок на листе, он словно проступает, ей остаётся только пройтись по нему. Она не пользовалась ластиком, всегда рисовала «чистовик», если же вдруг у неё не получалось задуманное (или увиденное в воображении), она просто брала чистый лист и начинала писать заново.

Рисунок Нади Рушевой. / Фото: www.dzen.ru

Рисунок Нади Рушевой. / Фото: www.dzen.ru


Работы Нади поражали своей недетской зрелостью. Каждый, кто видел творения Нади, считал своим долгом заявить родителям о том, что нужно как можно быстрее отдавать девочку в художественную школу. Но родители не хотели перегружать дочь излишней нагрузкой, к тому же они верили: в столь раннем возрасте пытаться научить чему-то талантливого ребёнка – это лишить его собственного стиля и почерка. Поэтому в изостудию при Дворце пионеров Найдан Рушева пошла уже после 10 лет. Во Дворце часто проводили встречи с писателями и художниками, и однажды в гостях оказался сам Джанни Родари, известный писатель. Он был восхищён работами Нади, которые увидел случайно, и даже написал на одной из них: «Браво, Надя, браво!».

Удивительная точность

Надя Рушева. / Фото: www.culture.ru

Надя Рушева. / Фото: www.culture.ru


Надя очень много читала, но иллюстрации рисовала только к тем произведениям, которые трогали её за душу. Юной художнице было всего 14 лет, когда о ней заговорил весь Советский Союз. О девочке писали статьи, снимали сюжеты для телепрограмм, приглашали выступать перед ровесниками и даже студентами. А потом её выставки стали проходить не только на родине, но и за рубежом. Работы юной художницы на самом деле впечатляли, трудно было представить, что такие лёгкие, чёткие и воздушные линии были выведены детской рукой. Она создавала циклы иллюстраций по произведениям авторов, только в «Пушкиниану» вошли больше 300 рисунков Нади.

Рисунок Нади Рушевой. / Фото: www.livemaster.by

Рисунок Нади Рушевой. / Фото: www.livemaster.by


В 1967 году Надю Рушеву наградили путёвкой в «Артек», и это стало настоящим событием в её жизни. У девочки появились новые друзья и даже новые наставники. Отец художницы несколько грустил по этому поводу, потому что Надя перестала посещать изостудию, зато со своими вожатыми, Марком и Анной Кушнировыми, советовалась по всем вопросам. Общение с ними она не прерывала после возвращения из «Артека», как и с друзьями по отряду, с которыми делилась новостями, обсуждала фильмы, выставки и литературные произведения.

Маргарита Нади Рушевой из цикла «Мастер и Маргарита». / Фото: www.culture.ru

Маргарита Нади Рушевой из цикла «Мастер и Маргарита». / Фото: www.culture.ru


Папа художницы, прочитав «Мастера и Маргариту», решил, что дочери слишком рано знакомиться с таким произведением, к тому же она была очень занята: дочитывала Шекспира, создавала цикл по «Маленькому принцу», работала над другими рисунками, да ещё и готовилась к экзаменам за 8-й класс. Но Марк и Анна Кушнировы дали Наде Рушевой прочитать «Мастера и Маргариту». По словам отца, девочка сразу же словно повзрослела. И попросила его достать ей все произведения Михаила Булгакова, какие он сможет найти.

Мастер Нади Рушевой из цикла «Мастер и Маргарита». / Фото: www.culture.ru

Мастер Нади Рушевой из цикла «Мастер и Маргарита». / Фото: www.culture.ru


Она сразу же начала свой новый цикл и всего за год создала больше 160 работ по произведениям Мастера. Если к скорости работы Нади все уже привыкли, то точность их иногда пугала. Надя Рушева никогда не видела даже фотографий Елены Сергеевны, третьей жены Булгакова, но её Маргарита была удивительно похожа на неё. А на пальце нарисованного её Михаила Афанасьевича она нарисовала точно такой же перстень, как носил при жизни писатель. И даже на том же самом пальце. Никто и предположить не мог, что цикл по Булгакову станет последним в короткой жизни гениальной художницы.

Вечно живущая

Надя Рушева. Автопортрет. / Фото: www.theatrekukol.ru

Надя Рушева. Автопортрет. / Фото: www.theatrekukol.ru


Надя Рушева после окончания школы собиралась поступать во ВГИК, хотела стать мультипликатором. Вместе с булгаковским циклом она закончила иллюстрировать биографию Пушкина, завершила иллюстрации по «Войне и миру», собиралась работать по Лермонтову, Блоку, Есенину и Гранину. Утром 5-го марта 1969 года она, провожая на работу папу, просила принести из библиотеки «Дон Кихота», говорила, что уже придумала новый цикл.

Надя Рушева. / Фото: www.pinterest.com

Надя Рушева. / Фото: www.pinterest.com


А уже на следующее утро случилось непоправимое. Она собиралась в школу, привычно проверила, не забыла ли чего, позавтракала, переоделась в школьную форму и пошла обуваться в коридор. Наклонившись за сапогами, она внезапно рухнула на пол. Несколько часов подряд врачи пытались спасти Надю, но в сознание она так и не пришла. Как оказалось позже, у Нади Рушевой произошло кровоизлияние в мозг из-за разорвавшейся аневризмы. Девочке было всего 17 лет. Родители при рождении дали ей имя Найдан, что в переводе с тувинского означает «вечно живущая». И Надя живёт. В своих работах и в памяти людей, которые и сегодня восхищаются её талантом.

Надю Рушеву родители не учили рисовать, как и другую юную художницу, Аэлиту Андре из Австралии. Правда, Аэлита создаёт свои шедевры совсем в другой технике, зато их покупают за баснословные деньги.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








353
сегодня 10:34
В закладки
Версия для печати