Как восточный халат стал модным атрибутом аристократов-мужчин и молодых франтов

Халат воспринимается как домашняя одежда, но в XVIII веке он подчеркивал достаток и статус владельца, который облачался в него с утра и мог провести в нем целый день. Мужчины в длинных халатах отождествлялись с беззаботностью. Встречая в нем гостей, они показывали, что их жизнь размеренна, и они не погрязли в делах. Халат стал элементом одежды философов, ученых, размышляющих о жизни, а для денди – показателем праздности. Многие считают, что в России он появился благодаря страсти Петр I к западной моде, но запашная одежда была и до этого, только фасон совсем не аристократический – армяки, шлафроки, архалуки.
Халат для женщин и мужчин: что значил

Халат как домашняя одежда в быту аристократов.
Привычный халат как домашняя одежда в XVIII-XIX веках мог показать статус владельца и род его деятельности. Сейчас халат больше воспринимается как женская одежда, а изначально он скорее был мужским. Женщины также его носили, но могли появляться в халатах, надев их поверх ночной рубашки, только до полудня. Затем его нужно было сменить на домашнюю или праздничную одежду в зависимости от планов на день.
В Средневековье пижамы и ночные рубашки считались одеждой, относящейся к нижнему белью, поэтому появляться в них на людях было неприлично. Халат оказался удобной вещью, которая позволяла не наряжаться с утра и прилично выглядеть, надев его поверх пижамы. Мужчины его часто надевали поверх рубашек и бриджей, либо брюк. В таком виде они выходили к завтраку и вообще могли провести в нем целый день. А порой наряд дополнял какой-то аксессуар – бабочка, галстук или платок, несмотря на то, что надевший халат никуда не выходил из дома.
Восточная мода и традиции в быту аристократов

Восточный халат.
Халаты для женщин и мужчин вошли в моду в XVIII веке как последствие торговых отношений с Востоком, где халат был традиционной верхней одеждой. Восточный халат шили из толстого и цветного материала и обязательно подпоясывали поясом. Некоторые халаты имели простой крой, напоминающий кимоно, а другие – с зауженными рукавами и приталенные. В любом случае в Европе быстро оценили комфортную одежду, которая не стесняла движения, даже если надевалась поверх платья, рубашки и брюк.
На Востоке халат был скорее практичной вещью, спасавшей от жары и холода, от пыли и песка в дороге. Но европейцев заинтересовала его другая сторона – красота, и он стал домашней одеждой. Яркие халаты, расшитые узорами, вошли в жизнь европейцев с XVII века, став частью гардероба аристократов.
Утренний прием гостей в халате: показатель денди XIX века

Халат стал показателем свободного времени и неспешности.
Поначалу халаты шили теплыми, используя дорогие ткани, а изнутри подбивали мехом или ватой. Отложной воротник и карманы часто делали стегаными и другого цвета. Такой халат имел две функции – практичную, давая дополнительное тепло в холодное время года в плохо отапливаемых помещениях, а вторая – как показатель размеренного уклада жизни. Ведь аристократам, в отличие от крестьян и рабочих, не нужно было по утрам спешить на работу. Они могли неспешно утром выпить чашечку кофе, спокойно позавтракать и почитать газету, сидя в уютном кресле. Поэтому халат и стал показателем праздного пребывания дома. Строка из стихотворения Вяземского: «Прости, халат! Товарищ неги праздной, досугов друг, свидетель тайных дум» показывает, чем занимались аристократы – размышлением и развлечениями.
Подтверждает это и Николай Языков: «Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени…». И это действительно было отражением порядка дня богатых вельмож. Особенно облюбовали его модники-денди, но предпочитали халаты однотонного цвета. В них они встречали друзей, вели разговоры. Подтверждением этому служат картины, написанные художниками того времени, на которых аристократы изображены именно в халатах. Этот элемент гардероба, сшитый из дорогого материала, сразу указывал на высокий статус.

Халат как праздность жизни.
Подражая аристократам, его стали надевать все, кто занимал хоть какое-нибудь социальное положение – от помещика до барина, а для дворян он уже был повседневной вещью. Только в отличие от них, городских жителей, которым все же чаще приходилось переодеваться в традиционную одежду, помещик в своем имении мог в нем ходить целый день и выходить на улицу, чтобы встретить посетителя или дать распоряжение по дому. Ему нечего было стесняться в своем подворье. Но наличие халата поверх одежды указывало, что он не занимается тяжелым трудом.

Барин в халате.
Важность халата отображается в повести Гоголя «Старосветские помещики», в которой Товстогубиха просит мужа по ее кончине не надевать на нее атласное платье в качестве погребального наряда, потому что оно сгодится на пошив халата, в котором не стыдно будет выйти к гостям.
Шлафрок и архалук – русский халат

Пушкин, как и многие другие аристократы, любил носить дома халат.
Одежда на запах существовала еще до правления Петра I, единственное, в чем на нее повлияло веяние западной моды – она переродилась в элегантную одежду. До этого же существовал не халат в полном понимании, а просто похожая на него одежда – то есть одежда на запах без пуговиц, которая подвязывалась веревкой или поясом. Например, армяк – теплая одежда на запах, которая спасала от холода, а название появилось от толстого материала, который так и назывался «армяк». Более солидной одеждой на запах можно назвать шлафрок, который уже был ближе к халату и появился в XVIII веке. Это были нарядные халаты на восточный манер, а модникам даже советовали для его пошива использовать дамские турецкие шали, чтобы он был ярче и красочнее. Халаты стали настолько популярны, что для них стали создавать специальные красивые цветные ткани.
Вариантом длинного халата-шлафрока был короткий архалук – халат с кавказским колоритом. Он был до колен, прилегающим к телу, сшитый из клетчатой материи или в полоску. В клетчатом архалуке изображен А. С. Пушкин на картине К. Мазера.
Символизм халата – неспешная жизнь

Халат в гардеробе аристократов.
В Европе был распространен халат баньян – просторный, похожий на кимоно. И в этом ничего не было удивительного, потому что торговые отношения Ост-Индской компании имели свои последствия – заимствовалась чужая культура. Первыми их облюбовали голландские аристократы и стали носить его как домашнюю одежду. На голову мужчины надевали тюрбаны, ночные колпаки или шапочки со сложными дорогими украшениями. Таким образом они избавлялись от проблемы надевать с утра парик. В жарких регионах или летом джентльмены надевали шелковые халаты, а в Виргинии его даже приняли как неофициальную одежду для прогулок.
Мужчина в халате, сидящий вальяжно на диване среди подушек, либо за письменным столом с пером в руках – это образ аристократа или ученого на многих картинах художников Средневековья. Небрежная одежда в сочетании с обстановкой, ситуацией и с тем, что надето под халат, показывает статус человека. Портрет Бенджамина Раша, который сидит за столом в халате, выдает в нем ученого, философа, задумавшегося над очередным глобальным вопросом. Денди изображались в бархатных халатах, принимающие вальяжно в свободной позе друзей – что указывает на неспешность и праздность бытия.

Домашняя одежда аристократов.
В начале XX века халат стал вытесняться из гардероба, ему стали предпочитать простую домашнюю одежду. Хотя мода любит возвращаться, и халаты снова стали мелькать в показах знаменитых дизайнеров. Но если кто-то захочет дома впечатлить гостей за утренним кофе, то банный махровый халат для этого не подойдет. Стоит вспомнить, что одевали предки – шелковый однотонный или цветной халат, который сразу меняет образ владельца, а если еще использовать личную монограмму на кармашке, то английский стиль и лоск обеспечен. До создания образа аристократа и модного денди – рукой подать, только выбрать нужно правильный халат, который раньше был больше мужской одеждой.
Аксессуары в одежде играют не последнюю роль. Но, например, шарф для тибетцев – это сакральный символ, а у фанатов может быть и триггером, если неправильно нанесен рисунок. В разных культурах и разное отношение к шарфам, потому что к каждому свое отношение и назначение.


