Работы серии «Вне силуэта» («Out of Line») Джохары Аль-Салюд (Jowhara Al-Saud)
История цензурирования нежелательных изображений в Саудовской Аравии подробно задокументирована и не раз обсуждалась в международной прессе. Лишь один из примеров – скандал с каталогом Икеи, из которого местные гуру Фотошопа убрали все изображения женщин. На фотографиях, где в оригинале была изображена классическая счастливая семья: мама, папа и малыш, оставили только отца и ребенка. В сценах, где избавиться от женщины было труднее, составители каталога предпочли обойтись вовсе без людей.
Каталог Икеи, отредактированный для Саудовской Аравии
Эта абсурдная практика вдохновила многих художников со Среднего Востока на создание работ, в более или менее провокационной манере затрагивающих проблему политической и религиозной цензуры в искусстве. Одна из них - Джохара Аль-Салюд (Jowhara Al-Saud). Вытравленные или замазанные черным человеческие фигуры, повсеместно встречающиеся в Саудовской Аравии на упаковках продуктов и страницах журналов, стали прообразами безликих героев ее проекта «Вне силуэта» («Out of Line»)
«Вне силуэта» («Out of Line») Джохары Аль-Салюд: «Clowns and Jokers»
Черные графичные контуры на картинах Джохары выглядят как оцифрованные рисунки, совмещенные с фоном в графическом редакторе. На самом деле они получаются в результате творческих экспериментов с пределом, до которого поддается деформации фотография. Для создания работ художница сначала фотографирует своих моделей на аналоговую камеру и проявляет пленку. Потом, частично стирая эмульсионный слой, она выцарапывает контуры прямо на поверхности негатива.
«Вне силуэта» («Out of Line») Джохары Аль-Салюд: «Cup»
Создается эффект, при котором фотографическое изображение выглядит как рисунок. Обработанную таким образом пленку Джохара распечатывает в традиционной темной комнате и, с помощью фотомонтажа, накладывает изображения на произвольный задний план. Так появляются все работы серии «Вне силуэта» («Out of Line»). «Проще всего объяснить этот процесс так: я делаю трафарет, но вместо чернил в пустое пространство просачивается свет и затемняет линии», - объясняет Аль-Салюд в интервью для The Saudi Gazette.
«Вне силуэта» («Out of Line») Джохары Аль-Салюд: «Little Big Things»
Работы Джохары напоминают моментальные фотографии, которые часто вешают на стенку на память: друзья, собравшиеся в кучу для группового снимка, подружки, позирующие, прижавшись друг к другу лбами, молодая мама с ребенком на руках. Однако оттого, что художница, примеряя на себя роль цензора, полностью лишает участников этих милых повседневных сценок каких бы то ни было опознавательных знаков, они становятся похожи на призраков - неодушевленные силуэты настоящих людей.
«Вне силуэта» («Out of Line») Джохары Аль-Салюд: «New Year»
Цензура есть не только в тоталитарных и авторитарных странах, но и во вполне демократичной Германии. Косвенным свидетельством тому может служить проект студентов висбаденского университета Hochschule RheinMain, посвященный давлению на прессу.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: