Аристотель и Кампаспа. Автор: Еtienne Jeaurat.
Согласно древнегреческой легенде, великий философ древности Аристотель не очень был благосклонен к женщинам, считая их существами дикими и легкомысленными. А однажды он имел неосторожность высказаться о коварстве и продажности куртизанки самого Александра Македонского. Какова же была месть, и какое наказание постигло Аристотеля в лице этой женщины - далее в обзоре.
Древнегреческий мудрей и философ - Аристотель.
О популярном античном философе Аристотеле существует огромное множество различных историй и легенд, в которых уже очень сложно отделить правду от вымысла.
Но достоверно известно, что он в общении с людьми был не совсем любезен, холоден и надменен. И мало кто решался вступить с ним в спор. Он логично, остроумно и жестоко отклонял любые доводы, которые были для него не приемлемы. А его высокомерное и пренебрежительное отношение к женщинам вообще не имело границ. Однако однажды он за это поплатился.
Кампаспа и древнегреческий философ Аристотель
Невзирая на то, что древнегреческий мудрец презирал женщин, он прекрасно знал, как они могут обольщать и какова сила стоит за хрупкими и невинными созданиями, способными сломить даже самого сильного мужчину и подчинить его своей воле. Именно поэтому Аристотель предостерегал всех своих учеников о "дурном влиянии женщин на становление мужской личности".
Аристотель и Кампаспа. Автор: Alessandro Turchi.
Кампаспа, она же по некоторым источникам Филлис, была любимой куртизанкой Александра Великого, в которой тот души не чаял. И разумеется, философ был категорически настроен против их любовной связи и пытался уговорить своего любимого ученика оставить порочную женщину, мотивируя тем, что она может стать причиной его погибели.
Но по воле случая Кампаспа узнала о наговоре и решила отомстить мудрому старцу, придумав изощренный план мести. Коварная куртизанка очаровала Аристотеля женскими чарами и в обмен на свою взаимность потребовала у надменного философа, потерявшего от любви голову, - его гордость. Он должен был стать на четвереньки и прокатить любимую на своей спине вокруг ее дома. Сила страсти была так велика, что Аристотель был вынужден доказать свою любовь таким способом.
Аристотель и Филлис. (1521). Гравюра на дереве. Автор: Лука Лейденский.
Куртизанка оседлала седого Аристотеля и тот, смирившись со своим унижением, катал ее по зеленым садовым аллеям. А в это время из окна за происходящим наблюдал сам Александр. На немой вопрос ученика смущенный Аристотель ответил: "Вот видишь, если она такое вытворяет со мной, старым, умудрённым человеком, то представляешь, во что она может превратить тебя".
Царь стал свидетелем того, как была сломлена воля его мудрого учителя и, наконец, осознал, насколько вероломными и хитрыми могут быть женщины. Этот случай послужил ему хорошим уроком на будущее.
Аристотель и Филлис.
Гравюра. Монреальский музей изобразительных искусств. Автор: Ян Садлер.
Гравюра. Монреальский музей изобразительных искусств. Автор: Ян Садлер.
Эта занимательная история под собой не имеет документального подтверждения в летописях античности. Однако в 1189 году эта притча была записана священником церкви Нотр-Дам в Руане - Анри де Андели и часто использовалась в церковных проповедях. А в средние века и эпоху Возрождения она послужила вдохновением для творчества множества западноевропейских живописцев и скульпторов.
Аристотель и Кампаспа. (Гобелен). Исторический музей, Базель. Неизвестный автор.
Кампаспа верхом на Аристотеле. Фреска.
Кампаспа и Аристотель. Бронзовая статуя.
Популяризированный сюжет во всей красе можно видеть на полотнах, фресках итальянских ренессансных дворцов, на кессонных панелях, гравюрах, гобеленах и статуях.
Художник Апеллес и Кампаспа
Впору вспомнить и еще одну легенду об Александре Македонском, его возлюбленной Кампаспе и художнике Апеллесе, сюжет которой также лег в основу множества произведений искусства художников в средние века и эпоху Возрождения.
Александр Великий в мастерской Апеллеса. (1792). Автор: Джузеппе Кейдс.
Апеллес - известный художник, живший и творивший в античные времена был дружен с Александром Великим, сопровождал его в походах на персов, писал его парадные портреты. Был даже издан царский указ, в котором запрещалось рисовать портреты великого македонца всем художникам кроме Апеллеса. За свои картины художник "получал поистине царскую плату - 20 талантов в золоте, а за некоторые по приказу Александра Македонского плату отмеряли по весу картины".
До наших дней не дошло ни единого творения мастера, однако историки утверждают, что если когда-нибудь будет найдена гробница Александра, то мир увидит пропавшие фрески Апеллеса, так как именно он, будучи придворным художником и другом Александра, расписывал гробницу царя.
Александр Великий и Апеллес. Неизвестный художник.
Так уж вышло, что из одного военного похода Александр привез великолепную красавицу и гетеру Кампаспу, ставшую одной из первых и желанных возлюбленных юного македонского царя. Очарованный ее красотой, царь заказал художнику Апеллесу портрет своей возлюбленной. Прекрасная любовница царя стала источником вдохновения и любви для самого художника.
Александр Великий уступает Апеллесу Кампаспу. (1822). Автор: Шарль Мейнье.
Так об этой истории свидетельствовал римский писатель I века Плиний Старший: «Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнажённой. Она была наиболее любимой из всех его содержанок. Художник в процессе работы влюбился в неё, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что, хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании.» И Александр оставил любовницу художнику, себе же забрал восхитительный портрет.
Но чувства Апеллеса к своей модели Кампаспе, увы, оказалась неразделенными. Зато эта любовь стала источником творческого вдохновения для многих европейских художников и популярным сюжетом в живописи XVI – XIX веков.
Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра. (1896). Автор: Джон Уильям Годвард.
Апеллес рисует Кампаспу, возлюбленную Александра Великого. (1600). Автор: Йос ван Винге.
Апеллес рисует Кампаспу. (1700–1704). Автор: Себастьяно Риччи.
Апеллес пишет Кампаспу. (1716). Автор: Nicolas Vleughels.
Апеллес пишет Кампаспу. (1720). Автор: Франческо Тревизани.
Апеллес рисует Кампаспу. Автор: Герард Вигмана.
Апеллес влюбляется в Кампаспу. (1772). Автор: Луи Жан-Франсуа Лагрене.
Александр Великий и Кампаспа в ателье Апеллеса. Автор: Джованни Батиста Тьеполо.
Александр Великий отдает Кампаспу Апеллесу. (1793). Автор: Гаэтано Гандольфи.
Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра Великого. (1813-23). Автор: Жак-Луи Давид.
Александр уступает Кампаспу Апеллесу. (1819). Автор: Джером Мартин Ланглуа.
Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса). Фрагмент. (1630). Автор: Виллем ван Хахт.
Гениальное полотно, явившееся слиянием разных эпох в одно временное пространство, Виллема ван Хахта, отразило также момент написания портрета прекраснейшей куртизанки Кампаспы художником Апеллесом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: