История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    


В марте 1974 года зрители увидели киноленту "Калина красная" от Василия Шукшина, которая быстро завоевала любовь аудитории. Съемочный процесс оказался непростым испытанием для режиссера. Эта работа стала последней для него. Несмотря на критику со стороны известных кинематографистов и осуждение представителей криминального мира, фильм снискал одобрение и популярность среди обычных зрителей.

Идеологические барьеры и творческие амбиции: препятствия, с которыми столкнулся Василий Шукшин


Изначально Шукшин планировал снять фильм о Степане Разине. / Фото: https://pitaniemalysha.ru/

Изначально Шукшин планировал снять фильм о Степане Разине. / Фото: https://pitaniemalysha.ru/
Василий Макарович изначально хотел снять ленту о Степане Разине по своему сценарию. Однако в то время в моде были ленты, посвящённые жизни обычных людей. Руководству "Мосфильма" приглянулся рассказ "Калина красная", и Шукшин всего за пару недель адаптировал его в сценарий. Несмотря на это, на студии преобладало недовольство работой режиссера. Негласно он входил в список авторов, несущих идеологическую угрозу. Бюджет картины составил всего 290 тысяч рублей. Сумма была слишком маленькой для съемок. Также Шукшину предоставили устаревшее оборудование. Руководителем проекта стал человек без опыта, а помощником режиссёра — новичок в этой сфере.

Несмотря на сложности году фильм "Калина красная" завоевал внимание зрителей, собрав в 1974 году аудиторию в 62,5 миллиона человек и став самым популярным кинопроектом года. В том же году лента была удостоена награды на фестивале "Варшавская сирена", где получила высокие оценки от польских критиков, а также признание на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Баку. В следующем фильм продолжил триумфальное шествие, получив награду на Берлинском кинофестивале. Райнер Фасбиндер, выдающийся режиссёр и икона сложного авторского кино, отметил эту картину как одну из десяти лучших в своем личном списке предпочтений. К сожалению, для Василия Шукшина, режиссера и актера, эта картина стала последней в его карьере. Его не стало во время работы над военной драмой "Они сражались за Родину", режиссером которой был Сергей Бондарчук.

Опасные моменты на съёмочной площадке


Фильм подвергся жесткой критике./ Фото: https://yandex-images.clstorage.net/

Фильм подвергся жесткой критике./ Фото: https://yandex-images.clstorage.net/

Съемки одного из эпизодов кинокартины развернулись в исправительной колонии Вологодской области, где отбывали наказание заключенные, получившие пожизненные сроки. Условия там были жесткие. Во время прогулки у озера Василий Шукшин встретился с местным мальчишкой. А это же время в берегу подплыл катер, на борту которого находились заключенные. Среди них пацан увидел своего отца. Ребенок со всех ног побежал к воде, а за ним последовал и Шукшин. Охранник закричал, чтобы предупредить их и направил оружие на режиссера. В последнюю секунду актер Лев Дуров сумел сбить Шукшина с ног, предотвратив трагедию. Позже, в ходе съемок заключительной части фильма, Шукшин, находящийся за камерой, едва не стал жертвой аварии — на него чуть не наехал грузовик с нетрезвым водителем за рулем.

По завершении съемочного процесса началась борьба за право сохранить фильм в первоначальном виде. Руководство настаивало на удалении сцен, которые они считали недопустимыми. Василий Шукшин, несмотря на плохое физическое состояние, вызванное стрессом и приступами язвенной болезни, отстаивал каждый кадр. В итоге он согласился на компромисс, убрав слова матери главного героя о микроскопической пенсии, урезав песню "Это многих славный путь..." наполовину и «сжав» сцену в преступном притоне. Тем не менее, ему удалось сохранить ключевые моменты: момент, где Егор, вновь обретший свободу, ищет женского тепла, и так называемую "сцену разврата", в которой официантка организовала для Прокудина праздник наслаждений.


Консультации у преступников для достижения реалистичности сцен


Режиссер консультировался у настоящих бандитов, чтобы добиться реалистичности./ Фото:  https://mtdata.ru/

Режиссер консультировался у настоящих бандитов, чтобы добиться реалистичности./ Фото: https://mtdata.ru/

Во время съемок киноленты "Калина красная" произошел уникальный случай: во время работы над эпизодом, где персонажу Прокудину предстояло вступить в конфликт с рослым преступником, актеры никак не могли добиться реалистичности. Шукшин снимал дубль за дублем и постоянно оставался недовольным. Он хотел, чтобы на экране была воплощена реальность, и говорил, что снятые эпизоды слишком пафосные и напоминают оперетту.

В поисках реализма были приглашены настоящие преступники, которые продемонстрировали, как проходят стычки в их кругах. Актерам объяснили, что не нужно шуметь и размахивать руками, а надо незаметно подойти и тихо сделать то, что задумал. В результате сцена ссоры была очень убедительной и страшной. Зрители смотрели, затаив дыхание и переживая за героя.

Как Леонид Брежнев лично одобрил выход фильма на экраны


Фильм был раскритикован руководителями

Фильм был раскритикован руководителями

В ходе монтажа кинокартины "Калина красная" состояние здоровья Василия Макаровича резко ухудшилось. Это вызвало беспокойство среди работников Госкино. Они, опасаясь за последствия, отказались от некоторых предложенных изменений и решили представить проект Леониду Брежневу, чтобы он посмотрел фильм и высказал свое мнение. Генеральный секретарь, известный своей лояльностью и способностью эмоционально откликаться на кинофильмы, был настолько тронут кинорассказом о бывшем заключенном, стремящемся к исправлению, что, прослезившись, одобрил фильм. Это решение спасло "Калину красную" и немного стабилизировало состояние Шукшина, хотя впереди были новые трудности.

Монстры киноиндустрии, включая руководителей "Мосфильма" и заслуженных режиссеров, оценивали черновой вариант фильма. Сергей Бондарчук, создатель эпопеи "Война и мир", высказал критику в адрес картины Шукшина, указав на отсутствие художественной достоверности, несмотря на жизненную правдивость. Это мнение сильно огорчило Шукшина, однако его коллеги активно поддержали его. В то же время представители криминального мира, ознакомившиеся с кинолентой ", направили режиссеру письма с похвалой художественных достоинств ленты. Но отметили, что в их среде не преследуют тех, кто принял решение отказаться от преступного пути. Шукшин же стремился показать через судьбу Егора , что за каждый выбор в жизни придется расплачиваться. И что потеряв «связь с землей», человек обречен на трагический финал.

Кстати, исполнительница главной женской роли не сразу согласилась сниматься в фильме: Федосеевой-Шукшиной – 85: Отказала влюбленному Тарковскому, не хотела сниматься с Шукшиным, а теперь живёт в доме престарелых.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








5944
26.06.2024 19:28
В закладки
Версия для печати




Смотрите также