+1 0
0
-1 0

Как появились кавалерийские шпоры, и зачем их нацепили на женские туфельки



Шпоры были украшением кавалериста и верхом мечтаний любого кадета-юнкера, готовящегося стать гвардейским кирасиром. Их заказывали у лучшего мастера, чтобы по их звону можно было выделиться среди других. И хоть на Руси они появились поздно и не очень прижились сразу, были ценным подарком. Их использовали кавалеристы, офицеры надевали, чтобы иметь более презентабельный вид перед дамами на балу, а в XX веке итальянский мастер решил приделать их к каблукам женских туфелек.


История появления шпор


Первые шпоры на мягких сапогах всадников. / Фото: forum.guns.ru

Первые шпоры на мягких сапогах всадников. / Фото: forum.guns.ru

Шпоры на обуви были уже у древних кельтов, а потом распространились по миру. Сначала они прижились в Европе, а в России появились с XI века. Однако особой популярностью не пользовались, потому что, как говорили англичане: «Редко у русских можно увидеть хотя бы пару шпор». Модным аксессуаром для сапог они стали в XIX–XX веках.

Обувь в Средневековье – это изделия из кожи с мягкой подошвой. Чтобы ее сделать, в месте подошвы накладывали несколько слоев, а для пятки делали утолщение, пока не придумали каблуки. Их обтягивали кожей, а на низ прибивали скобы, чтобы она быстро не стиралась. В такой обуви управлять лошадьми пятками было довольно неудобно, поэтому и появились шпоры в виде колесиков или шипов. В России были шипы, получившие название «остроги».
Сабатоны рыцарские. / Фото: cz.pinterest.com

Сабатоны рыцарские. / Фото: cz.pinterest.com

О том, что сапоги могут носить крестьяне, и речи не могло быть – это был дорогой товар, поэтому в сапогах, да еще и со шпорами, могли ходить только военные высшего командования. Знать, а именно царские особы, сапоги вообще не носили – они обували туфли. В сапоги-ботфорты впервые обулся Петр I, показывая, что тоже готов в любое время прыгнуть в седло. Когда появилась мода на шпоры, их начали делать из дорогого металла, покрывая серебром и золотом, обрамляя драгоценными камнями и другими витиеватыми узорами с зубчиками. Вставляли несколько колесиков и вешали небольшие бубенцы, чтобы издавали звон. Шпоры стали настолько ценными у кавалеристов, что как элемент принадлежности к высшему чину стали укладывать при захоронении в могилу.

Шпоры как царские подарки


Шпоры королевские. / Фото: nbcnews.com

Шпоры королевские. / Фото: nbcnews.com

О том, что шпоры были ценным подарком, можно судить по щедрости польского короля Стефана Батория, который преподнес русскому царю Федору Иоанновичу дары, среди которых было два доспеха. Полный комплект доспехов подразумевал, что в него входят сапоги со шпорами. Но и без этого было уже принято, чтобы у царя на всякий случай в гардеробе было несколько пар обуви со шпорами, хотя их и не обували. В конце XV века великий князь Иван III пожаловал императору Максимилиану Юрию Делатору богатые подарки в виде золотой цепи, горностаевой шубы, атласа с золотом и остроги золоченые как доблестному рыцарю.

Шпоры на сапогах солдат


Шпоры кавалерийские. / Фото: kulturologia.ru

Шпоры кавалерийские. / Фото: kulturologia.ru

Шпоры воспринимались как кавалерийская гордость, поэтому они укладывались в могилу погибшего воина, иногда только одна. Такие захоронения касались княжеских особ, потому что шпора в России приобрела культовое значение – право и обязанность аристократов принимать участие в боевых сражениях.

Шпоры были практичной вещью для управления лошадью, но ими нужно было пользоваться умело. Если сильно ударить ими животное, оно может понести, а не просто прибавить скорости. Поэтому ношение шпор требовало умелости в использовании. Но их наличие давало возможность легче передвигаться конному и спешившемуся воину. Они стали украшаться, и военные аристократы взяли за моду появляться в сапогах со шпорами даже на балах, став частью парадного снаряжения, особенно серебряные или золотые.

Шпоры – зависть юнкеров


Юнкера кавалерийского Николаевского училища. / Фото: sammler.ru

Юнкера кавалерийского Николаевского училища. / Фото: sammler.ru

Кавалерия стала самостоятельной силой в армии в конце XIX – начале XX века, и тогда же появилось у учащихся разделение по статусу. Были «земные боги» - вахмистры кавалерийских училищ, получившие шпоры, на которых никто из молодых даже взглянуть не мог. Это было почетное и высокое звание. Среди юнкеров ходило выражение: «бог земной для молодежи недосягаем». Однако был один момент, который позволял возвыситься – быстрое получение шпор. Это не позволяло сразу возвыситься, но хотя бы стать своим.

Во всадничестве наблюдалось разделение на чины – на всадников, уланов, гусаров, кавалергардов, а последними были рядовые. Чтобы пройти вверх, нужно было выдержать «экзамен» - «огненное чистилище», после чего уже с достоинством носить мундир юнкера. Это указывало, что с этого момента он может быть щеголеватым, подтянутым, он может выглядеть так, чтобы отдавало лоском, лихостью, но для полного комплекта не хватало шпор. Получить их можно было через три-четыре месяца после поступления тем, кто отличился. Поэтому выдача шпор была поэтапной, небольшим группам, но особо выделялись те, кто получал первыми. Это означало, что юнкера их честно заслужили. Шпоры вручал лично начальник училища тому, кто мог быть командиром эскадрона. Лучший получал серебряные шпоры, их называли «лермонтовскими» и почитали как реликвию.

В кругу юнкеров была известна «лермонтовская черта», которую он, будучи юнкером в свое время, нанес шпорой на полу. Для молодых она означала границу, которую нельзя переступать. Поэтому шпора была неформальным символом власти, ритуалов и традиций.
Юнкера Николаевского кавалерийского училища. / Фото: felicina.ru

Юнкера Николаевского кавалерийского училища. / Фото: felicina.ru

День, когда кто-то из юнкеров получал шпоры, становился праздником: поздравляли и устно, и с угощениями от «земного бога». Счастливчики даже ложились спать обутые. Как вспоминал полковник Фурман, пройдя эту школу: «Шпоры нужно было заработать, но не передать радость, когда появлялась возможность их надеть». Однако если наказывали, то не просто закрывали в карцере, а также забирали сапоги со шпорами.

Юнкера старались заказать себе парадные шпоры у известного сапожника Савельева, который их делал с «благородным» звоном. Владимир Трубецкой писал, что можно было идти по улице и, услышав за спиной звон, на слух определить идущего следом. Если бряцание было воинственным – шел жандарм или штабная «крыса», тонкий и задорный звук, крикливый перезвон – от шпор заезжего ухаря-армейца или гусара-красноштатника. Но когда была слышна мягкая и благородная дзинькающая мелодия – это означало, что идет воспитанный гвардейский офицер, у которого на сапогах знаменитые савельевские шпоры.

Итальянские женские туфельки со шпорами: отбиваться от приставаний мужчин


Туфли итальянского мастера со шпорами. / Фото: author.today

Туфли итальянского мастера со шпорами. / Фото: author.today

В мире моды дизайнеры придумывают разные интересные, оригинальные и фантастические вещи. Однажды это коснулось и женских туфелек. В 1955 году римский сапожник придумал приделать к каблучкам женских туфель острый изогнутый шип – шпоры, и назвал их «обувь для обороны». Заостренный шип был и спереди туфельки, на носке, поэтому оборона была круговая. Они предназначались в прямом смысле для защиты от приставучих ухажеров, которых называли «попугаями» из-за того, что, цепляясь к девушкам, повторяли одинаковые фразы для знакомства.

Однако мода на оборонительные туфельки не прижилась. Они побыли немного и канули в Лету. Одни считают, что производители побоялись выпускать такие туфли, потому что ими легко можно поранить ни в чем не повинных людей или себя самого. Но они могли иметь и другой смысл для отказа. Молодые люди, завидя девушку в туфлях с шипами, будут обходить ее стороной, интуитивно понимая, что она не готова к общению. Так можно было и в девках просидеть, поэтому туфли с шипами остались в истории.

О красоте туфель всё знает дизайнер обуви Амина Муадди. Несмотря на то что большинство предпочитает обувь на низкой подошве, она создает дерзкие, оригинальные и смелые модели, которыми можно удивлять и даже шокировать. Туфли на каблуках от молодого дизайнера – это возможность добавить индивидуальности в свой образ.
0
2715 просмотров
В закладки
Версия для печати
Владимир Высоцкий, Марина Влади, маска