Множество фильмов, созданных во времена СССР, стали классикой советского кинематографа. Внимательные зрители могли заметить, что в некоторых из них появляется один и тот же реквизит, а в фильме «Формула любви» статуя актрисы Прасковьи Тулуповой сыграла едва ли не главную роль. И мало кто обратил внимание на то, что до появления в картине Марка Захарова мраморная актриса снялась ещё в нескольких популярных лентах.
Не просто статуя
Мраморная актриса в хранилище реквизита на «Мосфильме».
Некоторые источники утверждают, будто эта скульптура была изготовлена французским мастером в конце XVIII - начале XIX века. Однако внимательное изучение деталей изваяния, головного убора и не совсем обычного ожерелья, явно свидетельствуют о том, что создана была «Суламитида» (именно это имя написано на головном уборе мраморной актрисы) не раньше XIX века. Вдохновлялся автор не античными статуями, а изображениями восточных одалисок, именно они носили подобные украшения на голове и шее.
Коллекционер Сергей Подстаницкий провел целое расследование, в результате которого выяснил, что скульптура изготовлена, вероятнее всего, Паскуале Романелли, флорентийским скульптором, учеником Лоренцо Бартолини, работавшим в неоклассической манере. Он, кстати, имел связи с Россией. К сожалению, наследники мастера не смогли дать объяснений о том, как именно звезда «Формулы любви» попала в Россию, так как многие документы были утрачены во время Второй мировой войны. Но на аукционе Sotheby’s периодически выставляются работы Паскуале Романелли, очень похожие на нашу Прасковью Тулупову.
Кадр из фильма «Формула любви».
Скульптура эта находилась в коллекции немецких трофеев, привезённых в СССР из Германии после войны, но Марк Захаров считал, что в своё время в Германию она попала, скорее всего, из России. При этом подлинную историю путешествий «Суламитиды» отследить сегодня почти невозможно. Известно лишь, что в послевоенные годы доставленные трофеи, не представлявшие собой музейной ценности, на самом деле часто отдавали на киностудии: статуи, настоящие мундиры прошлых веков, посуду и другое. Из реквизиторской «Мосфильма» статуя была извлечена впервые в 1970 году.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 10 самых дорогих артефактов Второй мировой войны - предметы, принадлежавшие Гитлеру и Черчиллю >>
«Бег»
Кадр из фильма «Бег».
В фильме Александра Алова и Владимира Наумова, снятом по произведениям Михаила Булгакова, статуя появляется в эпизоде в покинутом дворце главнокомандующего после побега белогвардейцев из Крыма. Там её упаковывают в мешковину, чтобы куда-то вывезти. После съёмок в этом фильме мраморная актриса, наряду с бронзовой статуей Персея и Пегаса, стала одним из любимых талисманов киностудии.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 7 лучших экранизаций Михаила Булгакова, которые можно пересматривать не раз >>
«Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман».
Второй ролью Прасковьи Тулуповой в советском кино стало украшение рабочего места сотрудника статистического учреждения товарища Бубликова. Пока вокруг кипят служебные страсти, а герои фильма пытаются построить свои отношения, мраморная статуя бесстрастно взирает на происходящее, занимая своё законное место у лестницы. Правда, товарищу Бубликову куда приятнее любоваться не на холодную красоту работы французского мастера, а на проходящих мимо хорошеньких представительниц прекрасного пола, снующих туда-сюда по производственной надобности.
«Старый Новый год»
Кадр из фильма «Старый Новый год».
В картине Наума Адашникова и Олега Ефремова мраморная актриса становится невольной свидетельницей того, как главные герои фильма Петр Себейкин и Петр Полуорлов вместе с лучшими друзьями и вездесущим соседом-пенсионером Иваном Адамычем оказываются в бане. Там они после случившихся семейных конфликтов пытаются отпраздновать пресловутый Старый Новый год и определить дальнейшее направление собственной жизни. Статуя «Суламитида» украшает баню.
«Вечерний лабиринт»
Кадр из фильма «Вечерний лабиринт».
Действие сатирической комедии Бориса Бушмелёва разворачивается в типичной советской гостинице в областном центре. И холл этой самой гостиницы, ставшей основным источником недоразумений и комических ситуаций для главных героев, украшает всё та же мраморная красавица «Суламитида».
«Васса»
Кадр из фильма «Васса».
В фильме Глеба Панфилова, снятом по мотивам пьесы М. Горького «Васса Железнова» статуя установлена непосредственно в помпезной приёмной главной героини. Там обустроен богатый зимний сад и статуя прекрасно вписывается в обстановку, дополняя её своей лёгкой вычурностью.
«Формула любви»
Кадр из фильма «Формула любви».
В картине Марка Захарова мраморная «Суламитида» в первый и последний раз сыграла главную роль. Это её, Прасковью Тулупову, страстно желает оживить юный владелец поместья, влюбившийся в холодное изваяние. Говорили, будто Марк Захаров выбрал из многочисленных статуй в реквизиторской именно эту, так как она имела внешнее сходство с актрисой Еленой Валюшкиной.
Дальнейшая судьба и новая роль в сериале «Анна Каренина»
Кадр из сериала «Анна Каренина».
В 2015 году пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы сообщила о том, что статуя заняла своё историческое место, во дворе отреставрированной городской усадьбы Е. Вандышниковой – Э.М. Банза. По всей видимости, это ещё одна скульптура, сделанная флорентийским мастером или очень хорошая её копия, потому что та «Суламитида», что снималась в кино, и сегодня находится на почётном месте в хранилище реквизита. А в 2017 году статуя появилась в одном из эпизодов сериала Карена Шахназарова «Анна Каренина» с Елизаветой Боярской в главной роли.
Мраморная скульптура «Суламитида» и бронзовая статуя Персея и Пегаса так часто появлялись на экранах, что их стали называть талисманами киностудии «Мосфильм».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: