Вечный город Рим! Все его улицы хранят память о тысячах невероятных и бытовых событий, каждое деревце – молчаливый свидетель множества красивых и жутких историй. Какой бы путь ты ни выбрал – обязательно пройдешь мимо памятника архитектуры, а древние фрески встречаются даже в небольших кафе. Не удивительно, что именно сюда, в город, который не оставляет художникам возможности не творить, на протяжении веков отправлялись русские пенсионеры, искавшие вдохновения. Картины, созданные ими, были такими же, как и сам город: одновременно прекрасными и ужасными.
Русские академисты в Италии
Традиция «повышения квалификации» молодых творцов в Европе зародилась в Академии художеств еще в середине XVIII века. Уже ко второй половине XIX столетия в Италии образовалась целая колония русских художников – «русские римляне», наиболее выдающимися из которых по праву считаются Г. Семирадский, П. Сведомский, С. Бакалович и другие.
Многие из творцов, обосновавшихся в стране сладкой жизни, придерживались академического направления в искусстве: оно развивалось параллельно реалистическому, но всегда преобладало количественно, пользуясь популярностью у буржуазного общества. Академическая живопись традиционна, «вечно красива», эстетически идеальна, а потому всегда «сделана» и технически совершенна.
Чтобы лучше понять категорию «сделанности», сравни две историческое картины: «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» И. Репина и «Христос у Марфы и Марии» Г. Семирадского. Они написаны практически в одно время, но какая между ними разница! В картине Г. Семирадского нет глубокой идейности, отсутствует стремление к обличению и сочувствию, а значение её символов считывается даже без подготовки. Художника больше интересует быт того времени: посмотри, с каким вниманием он относится к мельчайшим деталям одеяния и архитектуры, как любовно прописывает каждый листочек и каждую травинку.
И. Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888 г. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Бытовые сцены особенно любил писать С. Бакалович. Его полотна настолько детализированы и точны, что позволяют зрителю изучить, как выглядели фрески в Помпеях и интерьеры античных храмов, украшения древних красавиц и одеяния патрициев, расписные римские вазы и скульптуры.
С. Бакалович. С голубями. 1889 г. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Картины этих живописцев переносят нас в идеализированный мир прошлого, унося от проблем в реальности. Пейзажи академистов, многие из которых, как и художники-реалисты, выезжали на пленэр, открывают нам бесконечную галерею Рима и его окрестностей. В них сохраняются позднеромантические черты, они, словно пастораль, идеально красивы.
С. Щедрин. Старый Рим. 1824 г. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru
Следуя за Ницше: нет прекрасной поверхности без ужасной глубины
В 80-е годы XIX века исторический жанр преобладает как у художников-передвижников, так и у художников «школьного академизма». Для последних всё так же остается важна эффектность и красочность изображаемого, они обращаются к сюжетам с идеальной героикой и яркой зрелищностью, которые завлекали широкого зрителя.
Антагонисты в их картинах обладают бесконечной силой и властью, которую они используют во всю мощь, и их красоте и харизме невозможно противостоять. Протагонисты также совершенны во всем: идущие на смерть ради своих идей и ценностей, они мучительно, но героически и красиво погибают. Их почти бездыханные тела никогда не выглядят измученными, их страдания эффектны и эстетичны. Реалистические, а иногда и натуралистические идеи растворяются в нереалистически условных трактовках сюжета.
Благодаря своей красоте и эстетической приятности картина Л. Альма-Тадемы «Розы Гелиогабала» известна почти каждому. Но обрати внимание на картину русского римлянина П. Сведомского на тот же сюжет. Какая совершенная казнь – погребение врагов в благоухающих лепестках роз! Нет ни одного подтверждения тому, что это событие действительно имел место в истории Римской империи во время правления Гелиогабала, но именно к нему часто обращались художники-академисты, ищущие одновременно прекрасные и ужасные сцены для своих картин.
П. Сведомский. Погребение в цветах гостей Гелиогабала. 1886 г. / Фото: ru.wikipedia.org
По-настоящему «кровавой», как её охарактеризовал уважаемый историк искусства Д. Сарабьянов, и прекрасной картиной позднего академизма является полотно «Смерть Нерона» кисти В. Иванова. Ничто не нарушает полное молчание в этой сцене, описывающей события из истории Древнего Рима I века нашей эры. Три женщины пришли за телом Нерона, который, не желая унизить себя жизнью в плену, совершает театральное и эффектное самоубийство, вонзая в свое горло меч.
Величественная Актея, возлюбленная сгинувшего тирана, безмолвна и внешне сдержана. Но кроваво-красный фон и алое покрывало в её руках заставляют нас прочувствовать напряжение и гнев, который она испытывает.
В. Смирнов. Смерть Нерона. 1888 г. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Антитезой к контрастной, сложной по своей колористике и декоративно написанной сцене в правой части картины выступает жизнерадостная фигурка малыша с гусем с левой стороны полотна, игривость которого кажется некоторой насмешкой над свершившейся жестокостью.
Рассматривая картину Г. Семирадского «Танец среди мечей», мы восхищаемся красотой и грацией молодой женщины, живописностью пейзажа и его наполненностью солнечным светом и воздухом, праздничностью обстановки. Мы хотим перенестись в этот момент, пропитанный негой и наслаждением «сладкой жизнью» в Италии…
Г. Семирадский. Танец среди мечей. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Но лишь спустя несколько мгновений наш взгляд выхватывает торчащие из земли острые мечи, вокруг которых танцует красавица. Ещё немного – и она может наткнуться на эти лезвия и повредить свои нежные ножки с идеальной, практически прозрачной кожей! Однако пока что этого не происходит, и мы не видим ни намека на физическое или эмоциональное страдание. Мы лишь ощущаем, что за прекрасной поверхностью скрывается ужасная глубина…
Если Вы хотите узнать, как зарождалась традиция пенсионерства в Академии художеств, читайте в статье «Почему русский живописец Антон Лосенко стал пенсионером ещё в юности, и как он реформировал Академию художеств?»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: