Почему утопленников пороли розгами в средневековой Европе и бани запрещали

Залез в воду – получай наказание. Это может показаться глупостью, но для живущих в раннем и позднем Средневековье это было настоящим кошмаром. Купание считалось уделом нищих, поэтому аристократы стали пренебрежительно относиться к водоемам. Наряду с этой причиной существовало и личное их неприятие как места, с которым связаны страшные события: испытание водой, чаще заканчивающееся смертью. В довершение церковь тоже была не на стороне купающихся, выставляла запрет, а нарушителей наказывали розгами, даже мертвых.
Плавание – занятие бедных, а не аристократов

Купание в открытых водоемах - удел нищих, аристократы купались в бассейнах. / Фото: en.wikipedia.org
В Древнем Риме плавание считалось чем-то прекрасным, строились бани и бассейны невероятных размеров. Но когда закончился античный период, с народом что-то случилось. Купание стало редкостью, хотя его не запрещали. На плавание можно было посмотреть у акробатов и балаганных артистов. Военным выбирать не приходилось – они обязаны были уметь плавать, потому что это была одна из обязательных дисциплин. Но даже этот момент вскоре отошел на задний план – они стали отдавать предпочтение сражениям и схваткам на суше.
В конце XVIII века упадок нравов и обычаев дошел до апогея, и физическое воспитание перестало привлекать. Залы для игры в мяч сокращались с невероятной скоростью: из 117 осталось 10, а потом и вовсе 4, а про купание в открытых водоемах вообще не хотели вспоминать. Аристократы считали это безнравственным делом и уделом нищих, которым больше негде помыться.
Страх перед водой и испытание на чистоту

От водоемов помогли оттолкнуть людей также традиции и обычаи тех времен. Их использовали в раннем Средневековье, чтобы совершить суд Божий над сомнительными личностями: ведьмами или виновными по другим причинам. Они проходили проверку водой: испытание называлось «макание в воду». Суть, по мнению священников, была проста – если обвинили зря, то вода примет, если нет, и человек всплывет, то он считался виновным в совершении преступления, и тогда его казнили. Для обвиненного результат оказывался одинаковым – спасения не было. Священники перед испытанием святили водоем, затем связанного человека с помощью специального деревянного устройства окунали в воду на глубину примерно 178,5 см, то есть на рост человека. Иногда процесс упрощали, и тогда связанного просто бросали в воду. Она должна была смыть с него грязные или притворные помыслы и показать истинное лицо.
Страх перед водой состоял также в том, что, по народным верованиям, в диких водоемах жила всякая нечисть, которая затягивала людей. Так и повелось, что без нужды в воду не залезали. Однако это все были второстепенные факторы непринятия воды, а запрет на купание исходил из религиозных соображений.
Церковь и купание

Анабаптисты перекрещивались взрослыми. / Фото: metmuseum.org
Реформация в XVI веке стала периодом, когда в религии начали происходить изменения в понятиях, течениях и правилах. Возникали радикальные общины, которые проповедовали свои взгляды и считали правильными только их. Так, в Швейцарии в 1526 году жители региона Граубюнден договорились, что каждая община может выбирать себе линию вероисповедания – протестантизм или католицизм, что и породило многочисленные спорные моменты из-за разных кантонов на небольшой территории.
Евангелические пасторы запрещали традиционные общественные мероприятия, а ярмарки и прядение на прялках (пчелиные улья) вообще приравняли к распутному делу. Чем дальше, тем хуже. Радикальные реформаторы, в числе с Конрадом Гребелем, изложили свое богословие, осуждая все религиозные обряды и одобряя крещение взрослых верующих. Из-за этого возникли анабаптисты, которые, будучи уже крещенными, еще раз крестились, что у католиков приравнивалось к смертному греху.
При Кромвеле, который смог повлиять на Генриха VIII, в Англии началось «очищение» церковной жизни: сократили праздничные дни, запретили паломничества, а монастыри закрыли. Возникли разные взгляды на воду как средство, которое используется не просто в гигиенических целях, а как омывание, которого не должно быть много, иначе смывается благодать.
Наказывали розгами за купание в водоемах

Купание в открытых водоемах. / Фото: www.artwall.ru
Католическая церковь вела политику чистоты, но духовной, и на это делалось ударение. Частые водные процедуры воспринимались как излишество, которое мешает думать о чистоте помыслов и души. Даже существовала версия, что купание негативно влияет на здоровье, потому что вода проникает в человека через поры, и он заболевает. Разные необоснованные доводы легко находили понимание среди необразованных жителей, которые беспрекословно выполняли все наставления духовенства. Считалось, что человек получает омовение святой водой при крещении, и если часто мыться, то это смывается. Второй раз он может получить только посмертное омовение.
Причиной против купания в общественных местах – банях, саунах или водоемах – считалась развратность, которая появляется из-за скопления раздетых людей. То, что на человеке могли жить вши, считалось даже благодатью, а их называли «божьими жемчужинами». Чтобы усилить эффект, в 1530-х годах на купание был прописан запрет для студентов немецких школ, а нарушивших его пороли розгами. Власти Ингольштадта приказали пороть даже утопленников до того, как их тело будет захоронено.
Когда закончился XVIII век, к людям начала возвращаться цивилизация. Больше появилось рекламы за чистоту, и наконец-то врачи, так долго доказывающие пользу купания и ее достоинства, добились своего. Доктор Ф. Е. Бильц писал в учебнике по медицине, что люди настолько отвыкли мыться, что уже рожденные дети грязь воспринимают как норму, а воды боятся. Ему приходилось уговаривать, объясняя, что достаточно нескольких купаний, чтобы это вошло в привычку.
Люди в России с водой дружили, и в каждом дворе была баня, что было совсем не понятно европейцу, потому что топились они жарко, а внутри было темно, поэтому и считали их преисподней. Санитарные реформы Петра I только добавили жесткости, если ими пренебрегали. Царские особы купались в специальных мыльнях с фонтанами и даже массажными комнатами.


