+1 0
0
-1 0

Почему помиловали офицера, убившего любовницу-актрису: Реальная история, по которой Бунин написал «Дело корнета Елагина»



Во все века преступления, замешанные на любви, вызывали огромный общественный резонанс. Зимой 1891-го на западе Российской империи четыре дня заседал варшавский окружной суд. Корнета Бартенева обвиняли в умышленном убийстве возлюбленной - известной артистки Марии Висновской. Судебный процесс стал широко известен заключительной речью защитника - легендарного Федора Плевако. И хотя присяжные сочли Бартенева виновным, император, проникшийся казуистикой адвоката, заменил приговор.


Влюбленный корнет



Страсть стала смертельной.

Страсть стала смертельной.


Прекрасная и востребованная актриса Мария Висновская вдохновляла тысячи поклонников. Ее имя часто встречалось в газетах, причем, даже самые опытные критики отзывались о ней благосклонно. Только Маше не хватало блеска славы, которая не могла перекрыть безмерную усталость от жизни. Девушка жила в состоянии тревоги, разочарования, что сегодня бы идентифицировалось, как затяжная депрессия. В 19 веке такие расстройства не диагностировали и, тем более, не умели лечить. Когда в рядах поклонников появился русский корнет Александр Бартенев, он сразу выделился из общей надоедливой массы.

Бравый офицер демонстрировал какую-то особую одержимость своей музой, основанную на сильнейших чувствах. Сердце избалованной вниманием Марии дрогнуло, и роман стремительно набирал обороты. Стихи, цветы, свидания, красивые слова любви… Бартенев искренне восхищался, Висновская самозабвенно играла свою самую сильную роль. Оба оказались эмоционально нестабильными, по причине чего страсть и переросла в трагедию.




Гусар предложил Марии руку и сердце, но в дело вступила ревность. Александр осознавал, что не выдерживает постоянно толпящихся вокруг будущей жены поклонников, и резко пошел на попятную. Сообщил, что свадьбу нужно отложить, чем ввел Марию в еще больший стресс. Она, почуяв тупик, начала накручивать себя, давить на больное. Все чаще заговаривала о смерти, показала Бартеневу маленький револьвер «для особого случая».

А однажды спросила:

– А ты бы смог убить меня, а потом себя?

После этого безрассудного вопроса оба задумались. Через время разочарованная Мария решилась уезжать в Америку. Зашла к Бартеневу якобы попрощаться и затеяла страшный разговор. Висновская прямо предложила двойное самоубийство. С того момента события стали развиваться странно. Пара стала обсуждать, как уйти из жизни вместе. Висновская предложила жениху сначала убить её, а потом уже себя. В одно из свиданий на квартире корнета любовники сочинили прощальные записки, приняли опий. Мария приложила к лицу платок с хлороформом и потеряла сознание, а Александр в помутненном разуме достал револьвер и выстрелил. После впал в состояние невменяемости, вернулся домой и на следующее утро сдался.

Блестящая защита Плевако и амнистия



Корнета в суде защищал Плевако.

Корнета в суде защищал Плевако.


Судебный процесс выдался громким. Защищать Бартенева согласился знаменитый и успешный адвокат Плевако. Его старательно подготовленная речь растянулась почти на три часа. Мастер своего дела подробно разобрал мотивы не только убийцы, но и жертвы. Для Фёдора Никифоровича это дело стало звёздным часом. Адвокат закрепил за собой статус одного из лучших и по праву возглавил топ самых популярных ораторов своего времени. Восторг в обществе вызвала не только виртуозная риторика Плевако, но и набиравший модные обороты «психологический метод».

Речь защитника Бартенева произвела небывалое впечатление, её по сей день вспоминают и перечитывают. Чего только стоил отрывок: «Охваченный отуманившей его страстью, он млел, уничтожался перед нею; он забыл, что мужчина, встречаясь с женщиной, должен быть верен себе, быть представителем силы, ума и спокойствия, умеряя нетерпение, сдерживая воображение, помогая слабости женщины. А он лишился критики и только рабски шел за ее действительной и кажущейся волей, губя себя и ее этою порывистостью исполнения». Позже исследователи будут пояснять случившееся глубочайшей актерской натурой Висновской.

Будучи актрисой до мозга кости, она вживалась в роль, забывая себя. Привыкнув «умирать» на сцене, она, скорее всего, и к самоубийству подошла как к игре. Нужно иметь в виду, что разговоры о смерти, всевозможные фантазии на эту тему были для Маши делом привычным. И обстановка в комнате, где погибла актриса, и антураж, и подготовка - всё напоминало театр. Быть может, Висновская рассчитывала, что возлюбленный не застрелит её, а снова сделает предложение. Вот только Бартенев отнесся к ситуации серьезно и поддался манипуляциям. Сумасбродные предложения актрисы принял за безусловное руководство к действию.

По мотивам убийства



Одно из самых известных произведений автора.

Одно из самых известных произведений автора.


Суд вынес Бартеневу приговор: 8 лет каторги. Пожелавший вникнуть в громкое дело Александр III настолько впечатлился речью талантливого адвоката, что заменил каторгу амнистией и всего лишь разжаловал корнета в рядовые. Бартенев продолжил службу, после чего вернулся в родовую усадьбу. На этом его след в архивах затерялся. Но спустя 40 лет после убийства варшавская газета опубликовала заметку о смерти неизвестного бродяги, обитавшего в приюте и долгое время навещавшего могилу Марии Висновской.

Висновская слишком вжилась в роль.

Висновская слишком вжилась в роль.


После суда о деле Бартенева писали все без исключения столичные газеты. Скандальный фельетонист Буренин подготовил для «Нового времени» «Дело об утоплении опереточной канканерки…» по мотивам убийства. Ажиотаж вокруг этого происшествия превратился в социальную тенденцию. Через время об этом написала Цветаева, воспринявшая творческие акценты, как "симптом начавшегося распада существующих традиционных форм". В 1890-х декаденты в России только набирали обороты, но новомодное направление витало в воздухе. Ярче всех Бартенева отразил в художественной литературе Бунин в психологической новелле "Дело корнета Елагина". Автор, подобно Плевако, взял на себя роль психолога, знатока человеческих душ, "адвоката дьявола", раскрыв читателю бесовские бездны любовной страсти. Это произведение стало одной из визитных карточек Ивана Бунина, убеждавшего публику в том, что человек находится в безграничной власти непреодолимого влечения.

Другая трагическая история любви. Запретная любовь и таинственная гибель 30-летнего наследника престола: шекспировский сценарий или политическое убийство.

0
2189 просмотров
В закладки
Версия для печати