Сун Бинбинь стала женским лицом кровавой китайской Культурной революции после того как 18 августа 1966 года ее сфотографировали на фоне многотысячного митинга на площади Тяньаньмэнь с диктатором Мао. На фото она прикалывает к руке китайского лидера красную повязку, символ хунвейбинов. За две недели до знаменательного события, которое прославило ее на весь мир, девушка приняла участие в «мероприятии» совсем иного рода – убийстве замдиректора школы, где она училась. И это положило начало кровавому «флешмобу». Сун скончалась на прошлой неделе в США в возрасте 77 лет.
Били деревянными палками с гвоздями
Хунвейбины, что дословно переводится как «красногвардейцы», представляли собой отряды студенческой и школьной молодежи, сформированные в середине 1960-х для поддержки Мао. Они были одними из самых активных участников китайской Культурной революции. В такой отряд входила и девочка-подросток Сун Бинбинь.Сун была ученицей-лидером революционной красной гвардии в средней школе для девочек, которую посещали дети партийной элиты. Это был период, когда Мао Цзэдун, пытаясь вернуть себе инициативу после многих лет провальной политики и очистив компартию от «капиталистов» и «классовых врагов», запустил маховик десятилетнего хаоса, призвав детей восстать против своих родителей и учителей.
Маленькая красная книжка Мао с цитатами из его речей. /Фото: yahoo.com
Все началось с того, что Сун и еще один ученик школы, Лю Цзинь, вывесили плакат с осуждением своих учителей. Главной мишенью стала замруководителя школы Бянь Чжунъюнь. 50-летняя мать четверых детей и дочь банкира, она отвечала за дисциплину.
В тот день ученики спровоцировали ее, задав каверзный вопрос: «Если вдруг начнется землетрясение, должны ли мы в первую очередь спасать портрет Мао?» Педагог ответила: «В случае землетрясения вы должны прежде всего быстро покинуть класс». Дети вынесли вердикт: контрреволюционерка. Он стал для заместителя директора смертным приговором.
Мао с представителями красной молодежи. /Фото: Архив общей истории UIG
Автор книги «Красная память» Таня Брэниган в своей книге подробно описывает, как хунвейбины ворвались в дом Бянь, сожгли ее книги и оставили плакаты с угрозами. В школе же ученики принялись избивать и унижать женщину, пока не забили до смерти. А потом девочки-школьницы с чувством выполненного долга отправились покупать леденцы.
Замдиректора школы стала первой жертвой Культурной революции.
Вдовец учительницы, Ван Цзинъяо, оставшийся после ее смерти один с четырьмя детьми, плакал от того, что никак не мог предотвратить убийство. Он сфотографировал их маленьких дочерей стоящими рядом с изуродованным телом матери.
Встреча с Мао
Бянь была первой учительницей, убитой во время Культурной революции. Ее убийство привело к дальнейшим расправам со стороны хунвейбинов, и в конечном итоге более миллиона человек собрались на площади Тяньаньмэнь, где Сун, как известно, прикрепила красную повязку к руке Мао Цзэдуна.Знаменитое фото Сун с Мао.
На митинге на площади Тяньаньмэнь Мао публично похвалил Сун Бинбинь за ее роль в этом злодеянии, которое посчитал подвигом, и призвал изменить ее имя с Бинбинь («благородная») на Яову («воинственная»). Впоследствии в коммунистической газете была опубликована статья якобы от имени Сун, где девочку уже называли ее новым именем и в которой говорилось, что «насилие - это истина».
После этой истории Сун продолжала свою активную деятельность по разоблачению «предателей», она выступала на коммунистических мероприятиях, была кандидатом в члены партии.
Хунвейбины на площади Тяньаньмэнь в 1966 году. /Фото: Мэн Чжаоруй, Издательство народной литературы
Жизнь после диктатора
Сун была девочкой непростой. Ее отец во времена основания КНР был генералом Народно-освободительной армии Китая, его называли одним из «восьми старейшин» китайской компартии. В 1968 году, он, как и многие другие партийные деятели того времени, стал жертвой чистки и был исключен из партии. И когда Культурная революция, как и многие другие революции, начала пожирать свое собственное детище, Сун и ее мать были помещены под домашний арест.В 1969 году девушка сбежала во Внутреннюю Монголию и в 1972 году поступила в Чанчуньский институт геологии. А после смерти Мао она переехала в Соединенные Штаты, где получила степень магистра геохимии в Бостонском университете, а затем докторскую степень в Массачусетском технологическом институте. Никто не вспомнил о том страшном злодеянии, которое она совершила, дав старт серии расправ над китайскими учителями.
После получения гражданства США Сун работала в правительстве штата Массачусетс, занимаясь вопросами экологии.
Сун, которая до смерти забила мать четверых детей: в детстве и в преклонном возрасте.
Позже Сун заявляла, что она и другие лидеры «хунгвардии», вовсе не хотела убивать педагога, а, напротив, якобы пыталась убедить студентов не нападать на Бянь и других сотрудников школы. «Я не смогла вмешаться, чтобы остановить насилие, потому что боялась, что меня обвинят в препятствовании «усилиям по критике и осуждению» - так говорила она в преклонные годы.
Отец Сун в 1989-м был реабилитирован, став заместителем председателя Центрального консультативного комитета партии при Дэн Сяопине и одним из самых ярых его сторонников во время протестов на площади Тяньаньмэнь в том же году.
Вдовец убитой не простил её
В 2003 году Сун вернулась в Китай и устроилась работать в инжиниринговую компанию. Её прошлое по сути оказалось забыто. «А что, так можно было?» - возникает вопрос у любого, кто знаком с этой историей, и ответ на него очевиден.Расправа над Бянь Чжунъюнь положила начало десятилетию массовых убийств, в ходе которых погибло от одного до двух миллионов человек, но юная садистка так и не понесла наказания.
Она принесла свои извинения и продолжила жить и работать в Китае. Видеокадр
В сентябре 2007 года школа, в которой произошло то страшное убийство и которая сейчас именуется как Экспериментальная средняя школа при Пекинском педагогическом университете, праздновала свое 90-летие. В ходе мероприятия Сун Бинбинь была названа одной из 90 почетных выпускниц. Это вызвало в китайском обществе шквал негодования и большие споры. Муж погибшей учительницы посчитал такую оценку личности убийцы его жены возмутительной и недопустимой.
В январе 2014 года Сун Бинбинь посетила свою старую школу и, склонившись перед бюстом заместителя директора (да, позже ей поставили памятник), произнесла слова покаяния: «Пожалуйста, позвольте мне выразить мою вечную заботу и извинения учителю Бянь». Она также назвала Культурную революцию катастрофой и извинилась перед бывшими учителями и учениками своей школы.
Убийца замдиректора принесла покаяние, почтив память педагога вместе с учениками и учителями. /Фото: cn.nytimes.com
Некоторые из тех, кто был свидетелем событий 1966 года, и многие из тех, кто не был, но знаком с этой историей, заметили на это, что прощения ей нет.
Известно, что многие из бывших представителей движения хунвейбинов и участников подобных расправ впоследствии точно так же утверждали, что непричастны к смертям учителей.
Сун обвинили во лжи относительно ее роли в убийстве педагога: некоторые свидетели утверждали, что она лично избивала Бянь, а другие говорили, что она подстрекала или косвенно одобряла нападения других детей и даже не пыталась хоть как-то помочь окровавленной женщине, когда та лежала и умирала. Вдовец погибшей учительницы назвал ее извинения лицемерными и не принял их.
Это было не первое публичное извинение за грехи Культурной революции, но оно вызвало гораздо более резкую реакцию, чем предыдущие акты покаяния.
В середине сентября 2024 года Бинбинь умерла в Нью-Йорке в возрасте 77 лет.
Если вы интересуетесь историей Китая периода Мао, прочитайте о том, Почему Китай не взяли в состав СССР, или О чём Мао попросил Сталина в 1950 году.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: