Не стоит искать заморские чудеса, когда и своих достаточно. Коллекция москвича Андрея Черкасова заслуживает не меньше внимания, чем иностранные, привлекая разнообразием фигурок. От них веет теплом, и видно, что сделаны они с любовью. Его задумка создать игрушечную фарфоровую деревню со временем переросла в грандиозное «строительство» города, в котором есть все – от торговых лавок и домов до людей, прохаживающихся улицами, катающихся и резвящихся детей, влюбленных парочек и пожилых старушек. В нем есть архитектурные здания, позаимствованные у разных российских городов. Поэтому каждый человек может найти здесь что-то дорогое для сердца и окунуться в детство.
Фарфоровые петушки как род деятельности в трудные 90-е
Фарфоровые фигурки-сувениры.
Москвич Андрей Черкасов родился в 1957 году, а по окончании школы поступил в художественный институт им. В. И. Сурикова, который окончил в 1982 году. На протяжении 15 лет создавал проекты художественного оформления зданий во многих городах России.
Он попал на то время, когда происходила перестройка, которая не обошла и его. Она коснулась его сферы деятельности, оставив без работы. Заказы перестали поступать, но осталась подработка, которую в 90-е предложил знакомый. Нужны были сувениры, отождествляющиеся с наступающим годом по китайскому календарю – петухи, драконы и другие животные 12-летнего цикла. Так Андрей пристрастился к работе с фарфором, и это стало его основным видом деятельности.
Миниатюрные фигурки из фарфора, которые начал создавать Андрей Черкасов.
Кооператив со временем закрылся, но остались печи для обжига, а остальные этапы Андрей Черкасов и так знал. С оставшимся коллективом придумали сувениры, которые пользовались спросом, и начали их изготовлять. В основном это были статуэтки, символы знаков зодиака, шкатулочки. Сами лепили, обжигали и разрисовывали.
Коллекция фарфоровой деревни и города
Андрей Черкасов задумал создать фарфоровую деревню.
Андрей Черкасов, попробовав себя в керамике, выбрал направление, которое больше понравилось – это изготовление пластичных фигур, окрашенных яркими красками. Ему понравился увиденный результат, и это подтолкнуло на мысль о создании целой серии.
Миниатюрные образы должны были стать фарфоровой деревней. Так и появились деревенские домики и жители, а на его улицах, как и должно быть – гуси, кошки, собаки. Здания – сарайчик, церковь, домик – были не только красивыми скульптурами, но и шкатулками, у которых открывался верх.
Фарфоровая деревня из коллекции Андрея Черкасова.
Коллекция деревни постоянно пополнялась, обрастая новыми жителями и «постройками». Так появился город без названия. В нем был трамвай, железная дорога, театр, вокзал, фабрика, все то, что может быть в небольшом провинциальном городке. Андрей Черкасов черпал идеи, когда посещал какие-то города. По роду деятельности бывшей профессии ему легко удавалось запомнить характеристики зданий, которые потом служили схемой для скульптуры. Хотя и скульптурой их неправильно называть, ведь они не имеют пространства. В основном объем создается с помощью рисунка, но так, что от реального трудно отличить.
Деревенский и городской мотив в фарфоровой коллекции.
Старенькие домики легко узнать, потому что у них покосилась крыша или изгородь, а возле нее вырос высокий сорняк. Женщины обсуждают какие-то вопросы, пока набирают воду из колодца, бабушка работает на огороде – эти и другие персонажи воссоздают часть дня, момента, эпохи и истории.
Жители, здания, транспорт и другие миниатюрные объекты фарфоровой коллекции
Фигурки можно менять в коллекции, важно только, чтобы они подходили под тематику.
Фигурки отображают разные временные отрезки. Кто-то из персонажей показывает происходящее в конце XIX века, а другие – советское время 60-90-х годов. Они подвижны, поэтому некоторые можно менять местами, главное, чтобы пионеры, например, не попали в дореволюционную Россию.
Фарфоровые фигурки из коллекции.
Разглядывать фигурки можно часами, потому что в каждой из них все учтено до мелочей, до такой степени, что хочется зайти в дом, остановить лошадь или поиграть с собачкой, даже мех на воротнике кажется пушистым на ощупь. Художник говорит, что несмотря на тщательную проработку фигур, возникает новая идея или уточнение, и тогда они дополняются. Для каждой коллекции придумываются новые фигурки, поэтому одинаковых не найти. У них разные выражения лиц, чтобы показывать соответственные их образу чувства.
Коллекция фарфоровых фигурок из интерьерной тематики.
Здания с окошками настолько реальные, что в них хочется заглянуть, и это подтолкнуло к идее создать еще одну коллекцию – интерьер с жителями. Обставленные комнатки мебелью, вещи, посуда и находящиеся в них домочадцы – бабушка, сидящая в кресле, или мужчина, закутавшийся в плед, а также другие образы. Глядя на них, можно ощутить их эмоции и мысли.
В фигурках учтены все нюансы, которые делают их реалистичными.
В одной из коллекций города есть трамвай под номером 6. Он не просто возник, а является воспоминаниями Андрея Черкасова. Именно такой же ездил в местах его детства.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: В чем секрет испанского фарфора, за который коллекционеры выкладывают тысячи евро
«Жизнь» в фарфоровом городе, приближенная к настоящей в 60-90-е годы
Городская экспозиция фарфоровых фигурок.
В городе, хоть и фарфоровом, есть все необходимое для жизни. Андрей Черкасов говорит, что когда он начал обрастать зданиями, то соответственно и жителей разных категорий добавилось. Появились торговцы, потому что образовались лавки и рынок. Очередь за овощами.
Город-коллекция Андрея Черкасова.
Но когда художник решил добавить лето, то яркость красок сама подтолкнула к образованию пестрых пейзажей. Здесь фантазии было где разгуляться – парки, поле с косцами, рыбалка, детвора на велосипедах, грядки на огородах и другие прелести сезона.
Детство у Андрея Черкасова прошло в 60-е годы, поэтому он и хотел отобразить то, что видел тогда детскими глазами – статую Ленина с вороной на голове, женщину с веслом. В коллекции присутствует Кремль, Соборная площадь.
Коллекция, которая кормит
Хобби Андрея Черкасова переросло в дело всей жизни.
Изготовление фигурок не только доставляло удовольствие, но и кормило скульптора. Коллекции заказывали для подарков корпорациям, банкам, предпринимателям. Но когда наступил кризис, то заказы прекратились. Выручили уже созданные коллекции, которые он не собирался продавать, но вынудили обстоятельства.
Андрей Черкасов и его фарфоровая коллекция.
К Андрею Черкасову с предложением обратился Юрий Марушкин, владелец «Музея фарфора, лаков и живописи». Они договорились о теме коллекции, ее цене – и она уехала в Плес. Еще одна коллекция находится в Коломенском, в которой представлено 500 фигур.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: В чем секрет костяного фарфора, из которого изготавливает свои коллекционные статуэтки The English Ladies Co
«Правдивая галлюцинация» поделок Андрея Черкасова
Фарфоровые фигурки для коллекции.
Жанр, в котором работает Андрей Черкасов, нельзя определить одним словом – это объемные, закругленные, немного детского вида фигурки. Но фишка в том, как они разукрашены. Именно краски помогают создавать иллюзию реальности.
Коллекцию Черкасова можно сравнить в некотором роде с коллекцией Павла Нащокина, который собрал копию своего дома с помощью миниатюрных фигурок. Она также состоит из множества предметов, которые собраны в одном сюжете.
Фигурки в коллекции не повторяются.
Черкасов для изготовления фигурок использует технику фарфорового бисквита с подглазурной росписью. Чтобы добиться желаемого результата, ему пришлось экспериментировать с красками, которые бы не выгорали после обжига, сохраняя свою яркость.
Фарфоровые фигурки городской тематики.
Художник, скульптор или просто творческий человек, Андрей Черкасов уже создал более 500 фигурок и на этом останавливаться не собирается. Дальше хочет создать экспозицию «Железная дорога», в которой будет поезд, вокзал и вся остальная «жизнь» вокруг него.
С фарфором экспериментировали в России уже давно, но мастера были не так известны, как европейские, хотя создали особенные творения, которые вошли в дорогие коллекции. Тарелки, чайники, вазы, сервизы, фигурки и другие предметы, от которых трудно оторвать взгляд.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: