Она всегда считала своим призванием театр, но это не помешало ей сняться почти в 100 фильмах и сериалах. Она снималась в «Восхождении» Ларисы Шепитько, в «Хозяйке детского дома» Валерия Кремнёва и во многих других фильмах. Вот уже 35 лет сегодняшняя именинница Людмила Полякова служит в Малом театре. Огромную роль в её судьбе сыграл Юрий Соломин, который, по словам актрисы, полностью изменил её жизнь. Людмила Полякова и сегодня продолжает играть в театре, именно его называет своим домом и семьёй.
Трудное детство
Людмила Полякова. / Фото: www.pinterest.com
Она родилась 28 января 1939 года в Москве. Отца своего она не помнила, с началом войны он ушёл на фронт, а Людмила вместе с мамой отправилась в эвакуацию. Больше отец в семье так и не появился, но и сведений о его гибели не было. В эвакуации мама работала в госпитале, но при этом она ещё и развлекала бойцов чтением стихов и прозы. Маленькая Людмила не отходила от мамы ни на шаг и, благодаря прекрасной памяти, выучила весь мамин репертуар. И тоже стала выступать перед бойцами, которые были рады в благодарность угостить маленькую артистку.
В крохотные ручки гостинцы не помещались, и бабушка сшила для девочки пальто с огромными карманами. Так Людмила Полякова сделала свои самые первые шаги к будущей профессии, правда, в то время она этого ещё не знала, просто радовалась вниманию, да к тому же и приносила домой своеобразную «зарплату». Позже семья вернулась в Москву, и там всё было гораздо сложнее. Жили они в крохотной шестиметровой комнатке, очень бедствовали, к тому же у Людмилы отношения с мамой, а также с бабушкой и тётей были напряжёнными. Мама постоянно пыталась найти своё личное счастье, а оно всё никак не находилось, девочка очень стыдилась того, что мама постоянно приводит в их комнатушку мужчин, обижалась и даже злилась. Да и бабушка с тётей подливали масла в огонь, докучая девочке вопросами о «новом папке».
Людмила Полякова. / Фото: www.story.ru
Тогда Людмила научилась прятаться от окружающего мира в собственных фантазиях. Она убегала в парк, собирала в обустроенное «гнёздышко» цветные стёклышки, красивые листочки, перебирала их, жевала краюшку чёрного хлеба, политого подсолнечным маслом с солью, и мечтала о другой жизни. Правда, она всё никак не наступала, но зато Людмила с тех пор полюбила одиночество. Когда она была одна, её никто не донимал глупыми вопросами, ей не приходилось стыдиться или оправдываться. Ещё она боялась толпы после того, как после смерти Сталина Людмила Полякова имела неосторожность выйти на улицу, и её едва не раздавила толпа, прижав к борту машины-«полуторки». Спасли её солдаты, они пожалели тощую долговязую девчонку и просто выдернули её из толпы, подняв к себе в кузов.
В школьные годы Мила, как называли её дома, ходила во все кружки в Доме пионеров. Она училась шить и вязать, участвовала в самодеятельности. После восьмого класса она перешла в школу рабочей молодёжи, потому что в семье не было денег на оплату обучения. С 1940 по 1956 годы в СССР было бесплатное обучение в старших классах, а также в техникумах, училищах и вузах, а бабушка смогла насобирать 200 рублей на восьмой класс, а вот ещё на два года взять их было негде. А когда школу она окончила, стала думать о том, что делать дальше. Вообще она хотела стать артисткой, но бабушка, глядя на неё, грустно покачала головой и сказала, что для сцены она слишком высокая. Светлая мечта Людмилы Поляковой растаяла, как казалось, навсегда. Но однажды Юрий Соломин помог её воплотиться в жизнь.
Чудеса случаются
Людмила Полякова. / Фото: www.story.ru
Была у Людмилы Поляковой ещё одна мечта: перебраться куда-нибудь из тесной шестиметровой комнатушки, где ей всегда не хватало пространства и воздуха. Получив аттестат зрелости, она решила уехать по комсомольской путёвке строить Братскую ГЭС. Оформила все документы, вот только бабушка снова вмешалась в её планы, она готова была лечь на рельсы перед поездом, чтобы только она не уезжала на край света. Людмила осталась, но из комнатушки в шесть метров всё равно вырвалась на время: устроилась в лесную школу работать педагогом-воспитателем. До этого с детьми она дела не имела, но должна была как-то их увлекать.
Она бесконечно пересказывала им всё то, что прочла сама. Дети ходили за ней толпой и всегда очень внимательно слушали. А вот коллеги относились к ней ревностно, их раздражала воспитательница, а Людмила вовсе не пыталась каким-либо образом влиться в коллектив. К тому же решила сменить сферу деятельности и поехала в Одессу поступать в институт океанографии. Правда, на экзамены она опоздала и вернулась в Москву. И тут же у неё появилось новое увлечение – иностранные языки. Она нашла работу машинисткой, изучала французский язык, а ещё стала готовиться к поступлению в Институт иностранных языков, бегала несколько раз в неделю на курсы, занималась переводами.
Юрий Соломин. / Фото: www.24smi.org
И однажды в очереди за кофе вдруг увидела объявление о наборе в Щепкинское училище. И тут же вспомнила свою давнюю мечту. На прослушивании она вдохновенно читала «Пожар над Москвой» Дмитрия Кедрина, вкладывая всю душу. Эта попытка могла бы оказаться неудачной, если бы на прослушивание случайно не заглянул Юрий Соломин. Молодой педагог свой курс уже давно набрал, но почему-то решил послушать абитуриентов. Людмила Полякова, в чёрном платье с белым кружевным воротничком, читала так завораживающе и страстно, что Юрий Соломин тут же вышел из класса, разыскал Коршунова, набиравшего курс, и сказал, что там читает девушка, которую надо непременно брать, причём на дневной курс.
Но все места уже были заняты. Юрий Соломин отправился прямиком к ректору училища и смог убедить его взять талантливую девушку на курс. Так она стала студенткой курса Виктора Коршунова в Щепкинском училище. И до сих пор благодарит Юрия Соломина за это чудо в её жизни. Она ведь боялась даже мечтать об этом, а проба её была, кажется, от безысходности, хотела убедиться в том, что пора уже перестать быть мечтательницей. Она бы непременно стала переводчицей, но Юрий Соломин не просто изменил её жизнь, он заставил её поверить в себя. А спустя годы он в очередной раз повлияет на её судьбу.
Долгий путь
Людмила Полякова в фильме «Секретарь парткома». / Фото: www.kino-teatr.ru
На курсе Людмила Полякова была старше всех, на момент поступления ей уже исполнился 21 год. Но зато училась она очень увлечённо, к тому же педагоги давали возможность студентке подрабатывать, потому что она сразу сказала, что ей надо кормить семью, не сидеть на шее у мамы и бабушки. А уже на втором курсе она стала получать повышенную стипендию, которая даже превышала её зарплату после получения диплома. Людмила Полякова до сих пор с восторгом говорит о своих педагогах, которые не просто учили, они горели желанием передать студентам собственные знания и опыт в профессии. Юрий Соломин и Виктор Коршунов были молодыми, но очень талантливыми педагогами.
Людмила Полякова в фильме «Восхождение». / Фото: www.vk.com
Студенты уже на втором курсе играли в постановках Малого театра, пусть не на большой сцене, а в подразделении на Ордынке, но это были полноценные спектакли. Но после окончания училища Людмила Полякова решила попробовать свои силы не в Малом. За годы учёбы она успела неплохо изучить иерархию этого театра, и ей казалось, что она будет много лет играть только в эпизодах и массовке, так как здесь существовала своя иерархия, и многие роли были заняты старейшинами. Год она служила в Театре на Малой Бронной, после перевелась в Театр имени Станиславского, на сцену которого выходила целых 17 лет.
Людмила Полякова в фильме «Михайло Ломоносов». / Фото: www.kino-teatr.ru
Развивалась постепенно и её карьера в кино, начинала актриса с небольших ролей, а в фильме «Секретарь парткома» актриса впервые сыграла главную героиню. За эту работу она получила приз за лучшую женскую роль на фестивале в Риге. Людмила Полякова по праву гордилась этой наградой, но коллеги по театру тут же осадили её: дескать, дело не в её таланте, а всего лишь в названии фильма, соответствующем генеральной линии партии. Впрочем, атмосфера в труппе театра вообще была довольно странной, руководство очень часто менялось. Но именно там Людмила Полякова сыграла одну из своих звёздных театральных ролей – Лиззи в «Человеке дождя». А в «Агонии» Элема Климова, «Восхождении» Ларисы Шепитько. Людмила Полякова уверена: если бы режиссёр не погиб в автокатастрофе, её собственная актёрская судьба сложилась бы совсем по-другому. Впрочем, она не жалуется, ведь в театре она была настоящей звездой.
Людмила Полякова. / Фото: www.maly.ru
Но в 1982 году она ушла вслед за режиссёром Анатолием Васильевым в Театр на Таганке, играла в одной из самых успешных постановок «Серсо», с которой объездила половину Европы. Но в начале 1990-х всё начало рушиться, на малую сцену Театра на Таганке, где и служила актриса, зрители совсем перестали ходить, гастролей не было, и Людмила Полякова подала заявление на увольнение. Правда, выйдя на улицу, она готова была разрыдаться: ей нужно было кормить больную маму и сына-подростка, и как она будет это делать, совершенно непонятно. К счастью, её пригласили на съёмки сериала «Хозяйка детского дома», и это её выручило, но постоянная работа ей была нужна, как воздух.
Людмила Полякова и Юрий Соломин. / Фото: www.profhobby.ru
И снова мистическим образом в её жизни возник Юрий Соломин. Тогда Людмилу Полякову пригласили в небольшой проект на киностудию имени Горького. И в первый же съёмочный день она пришла на грим и встретила там Юрия Соломина. Он стал расспрашивать её о жизни, конечно, она рассказала, что осталась без театра. И через два дня актриса была принята в труппу Малого театра, на сцене которого она играет вот уже 35 лет. Тогда Юрий Соломин не только принял её на работу, но вместе с Виктором Коршуновым помог актрисе адаптироваться, она сразу стала получать главные роли.
Она по-прежнему ценит одиночество, но Людмилу Полякову греет мысль о том, что есть место, где её ждут. К сожалению, личная жизнь актрисы не сложилась, а единственный сын давно живёт и работает в Испании. Но Малый театр стал для неё домом и подарил чувство семьи, потому что там к ней относятся с любовью и теплотой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: