Английская художница Эмма Браунлоу получила известность благодаря своим жанровым картинам. Излюбленный сюжет – тема подкидышей в лондонском приюте. Самой известной картиной Браунлоу была написанная в 1858 году работа «Подкидыш, возвращенный его матери». Этот драматический сюжет раскрывает тему воссоединения матери и дочери. Работа стала частью семейной истории художницы. Кем же был отец Эммы Браунлоу, и как он связан со знаменитым полотном?
«Подкидыш, возвращенный матери»
На картине изображена драматическая сцена воссоединения семьи. Мать, когда-то оставившая своего младенца в приюте для подкидышей, вернулась за ним. Это молодая девушка с большими голубыми глазами, одетая в синее платье с шалью. Голову украшает кружевная шляпка с оранжевым бантом. Молодая няня привела к матери девочку лет 4. Зритель не видит ее лица, но заметно, что у нее такие же волосы, как у матери. Зритель является свидетелей душераздирающей сцены: молодая мать явно переполнилась эмоциями при виде своей маленькой, но уже подросшей дочери, и даже уронила документ. Вполне вероятно, именно эту бумагу предоставили ей, когда она приехала в приют в первый раз. Сейчас же она вернулась, чтобы отдать сокровенный документ и забрать свою дочь. Эмма Браунлоу «Подкидыш возвращается к матери» (1858 год)
Важно обратить внимание на то, что у молодой матери нет обручального кольца. Значит она все еще не замужем. Однако, иные детали ее внешнего вида – ухоженность, элегантная шляпка и шаль – доказывают ее финансовую состоятельность. У ног девушки лежит еще один символ достатка – подарок для дочери. Это изумительная коробка, из которой мама только что достала прекрасные туфельки, шляпку, куклу и блестящий мяч. К слову, кукла в данном контексте – не только игрушка. Она напоминает когда-то брошенного ребенка и судьбу, которую девочка избежала благодаря приюту. Маму девочки сопровождает более взрослая женщина, которая с интересом рассматривает малышку (это может быть мама или бабушка). Картина имеет арочную композицию.
Эмма Браунлоу «Подкидыш возвращается к матери» (1858 год), фрагменты
Джон Браунлоу, много лет служивший секретарем больницы для подкидышей, поднявшись с должности клерка и ставший директором заведения, сам был подкидышем. Отец Эммы часто переписывался с писателем Чарльзом Диккенсом, у которого, как и у него, было трудное детство. Считается, что Диккенс использовал свой собственный опыт и опыт своего товарища в изображении знаменитых персонажей. Автор изобразила его стоящим за столом. На выпавшей у женщины квитанции зритель видит его подпись. Зал украшен четырьмя полотнами художников, которые носят скорее метафорический, чем репрезентативный характер. Они иллюстрируют истории о милосердии детей в религии, мифологии и истории. Таким образом, автор создает взаимосвязь детей-подкидышей с библейскими персонажами.
Джон Браунлоу, фрагмент картины «Подкидыш, возвращенный матери» Эммы Браунлоу / Фото: hazelstainer.wordpress.com
История приюта с картины
Джозеф Суэйн «Воскресенье в больнице для подкидышей», 1872 г. / Фото: countryandtownhouse.co.uk
Отец Эммы Браунлоу, Джон Браунлоу, был директором Музея подкидышей в Лондоне. Госпиталь был первой детской благотворительной организацией в Великобритании и первой общественной художественной галереей. Уильям Хогарт пожертвовал свои произведения искусства в 1740 году, что побудило многих художников, в том числе Томаса Гейнсборо и Джошуа Рейнольдса, последовать его примеру. Впоследствии даже была создана Картинная комната в 1857 году для демонстрации предметов живописи. Сегодня коллекция больницы для подкидышей насчитывает четыре столетия и содержит картины, скульптуры, гравюры, рукописи, мебель, часы, фотографии
Картинная галерея Музея подкидышей / Фото: countryandtownhouse.co.uk
Хоть и реабилитация незамужних женщин, попавших в сложную жизненную ситуацию, была значимой целью учреждения, очень немногим матерям удалось вернуть своих детей. Руководство приютов рассчитывало на то, что, избавившись от социальной стигмы и временного денежного бремени, эти женщины смогут встать на ноги и испытать радость материнства.
«Подкидыши за молитвой в часовне» Софи Андерсон (XVIII век) / Фото: ncbi.nlm.nih.gov
К примеру, из младенцев, принятых в период между 1840 и 1860 годами, только 3% были возвращены на попечение матери или других родственников. В начале XVIII века 75% детей в возрасте до пяти лет умерли в результате голода или болезней из-за обездоленного положения лондонцев. Руководство приюта досконально изучало положение матери и принималл решение – вернуть ребенка или оставить в приюте. Воспитательный дом строго запрещал любые контакты между родителями и детьми. Однако, были случаи, когда родители в тайне вступали с ними в контакт. Браунлоу написала несколько сцен о жизни приюте. Все полотна получились очень искренними, поскольку они отражали ее личный опыт и ее социальное сознание.
«Крещение» Эммы Браунлоу / Фото: hazelstainer.wordpress.com
«Подкидыш, возвращенный матери» является частью цикла из 4 картин о подкидышах Эммы Браунлоу. Другие работы - это «Крещение» 1863 года, «Больная комната» 1864 года, «В отпуск» 1868 г. Все работы серии помимо основного сюжета имеют репродукции картин известных художников, которые пожертвовали свои полотна приюту. Ныне «Подкидыш, возвращенный своей матери» Браунлоу находится в Художественной библиотеке Бриджмена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: