Род Романовых.
Большинство людей часть своей жизни посвящают различным занятиям и увлечениям, не связанных с основным видом деятельности. Русские правители самодержцы семьи Романовых так же не были исключением. Поэтому после их жизни осталось немалое наследие, посвященное художественному творчеству, в том числе и живописи.
Петр I - царь государства российского. (1672-1725)
Русский царь - Петр I.
Перечислять все увлечения величайшего реформатора России Петра I - дело неблагодарное, так как увлекался он и строительством кораблей, и сапожничеством, и стоматологией (иногда государю приходилось и зубы придворным рвать). А однажды взялся лапоть сплести, но с досадой забросил это дело и сказал: «что нет ремесла мудренее».
Чарка князя Гагарина.
А вот в 1709 году государь самостоятельно выточил на точильном станке деревянную чарку из ореха. Свидетельством его авторства является надпись на латыни и на русском: «Се рукоделие императора российского великого Петра Алексеевича» . Эта чарка была пожалована князю Матвею Гагарину в ознаменование победы Полтавской битвы. В свою очередь Матвей Гагарин отделал дорогой подарок золотом и украсил драгоценными камнями. На сегодняшний день презент царя хранится в Петербургском Историческом музее.
Мария Федоровна (супруга императора Павла I). (1759-1828)
Мария Федоровна (жена Павла I)
София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская — немецкая принцесса, вторая жена государя Павла I, невестка Екатерины II и мать будущих царей Александра I и Николая I, была великолепно образована, имела навыки к различным видам искусства и ремесел.
Много лет ей пришлось жить при дворе Екатерины в роли княгини. Одаренная множеством талантов Мария Федоровна, не страдая от скуки, увлекалась пением и игрой на клавикордах, вышивкой гладью и живописью, лепкой и вытачиванием статуэток из янтаря и слоновой кости, резкой камей из камня и стекла. А еще она освоила технику отлива из металла при помощи восковых форм. Ее можно было по праву назвать одной из первых художниц Русского государства.
К шестидесятилетнему юбилею императрицы Мария Федоровна сделала камею с ее профилем, олицетворяющим богиню Минерву. Идея изображения сфинкса на шлеме принадлежит самой княгине. В наши дни камея хранится в Эрмитаже в Питере.
Портрет Екатерины II в образе Минервы. 1789.
Николай Павлович (император Николай I). (1796-1855)
Николай I
Все дети Марии Федоровны были с детства обучены художественному искусству, при том как девочки, так и мальчики, которым была под силу не только техника рисунка и акварели, но и более серьезные жанры: гравюра и рельефы.
«Трубач». / «Унтер-офицер».
Гравюра на меди.
Гравюра на меди.
Так, в юности будущий император Николай I любил создавать гравюры на меди, а затем разукрашивать их акварелью. А будучи уже у власти, он разрабатывал эскизы обмундирования для российской армии. Увлечение императора было так велико, что он мог днями и ночами работать над ними, дорабатывая и совершенствуя.
«Автопортрет в образе восточного всадника»
После него остались и графические рисунки, которые были выполнены достаточно мастерски, со знанием перспективы, композиции и градации света и тени.
«В трактире».
«На балу».
Александр Александрович ( император Александр III) (1845-1894)
Александр III.
Александр III был сыном императора Александра II, внуком Николая I и правнуком Марии Федоровны, со времен которой и повелось в роду Романовых увлечение различными искусствами.
В Государственном архиве РФ хранятся рисунки будущего императора. Один из них подписан: «1856 год, 20 сентября. Павлику от Саши», нарисованный им в 11 лет. Морской пейзаж был изображен на очень достойном уровне, так как мальчик обучался технике живописи у профессора Н.Тихобразова.
Морской пейзаж. 1856.
Позже будущий император во время путешествия по России будет брать уроки у художника-мариниста А. Боголюбова и создаст ряд путевых зарисовок, которые в данное время хранятся в Павловске. И уже будучи отцом семейства, Александр, увлекаясь морскими видами, будет снова брать уроки живописи у своего учителя.
Принцесса Дагмар (Мария Федоровна, супруга Александра III). (1847-1928).
Мария Федоровна, жена Александра III
Принцесса из Дании - Мария София Фредерика Дагмар, ставшая супругой императора Александра III, с детства была увлечена искусством. Все навыки в живописи Дагмар получила от своей матери - королевы Дании. ЕЕ очень увлекала акварель, однако существует несколько работ, выполненных и маслом.
Став императрицей, Мария Федоровна в течение нескольких лет была прилежной ученицей А.П. Боголюбова, который вспоминает в своих заметках: «С удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо». Позже ее наставником был живописец Николай Лосев. В своих работах, как правило, она изображала лишь отдельные уголки природы в виде небольших этюдов. С более широким кругозором ей было справиться тяжело, однако отдельно взятые объекты пейзажей были выполнены безукоризненно и с тонким вкусом.
Старое дерево. Государственный архив РФ
Николай Александрович. (Император Николай II)
Николай II- император России.
Всем детям императрица Мария Федоровна (Дагмар) так же старалась привить художественный вкус и навыки к творчеству. Поэтому в учебных планах образования царских отпрысков обязательным был урок рисования.
Вся образовательная программа для царских детей была рассчитана на восемь лет, с нагрузкой до сорока восьми учебных часов в неделю. Два часа рисования были неизменными и обязательными в их расписании.
Дом на берегу реки на фоне леса. 1884.
Будущий император Николай II уже к шестнадцати годам прекрасно владел техникой акварели. Чудесные пейзажи служат явным тому подтверждением. Интересно то, что в последствии эти навыки послужат царю и в жизненных ситуациях: в Музее Кремля хранится его книга записей, где на сорок одной странице он сделал триста пять эскизов своих драгоценностей, которые ему были подарены. Эту ювелирную книгу он вел в течение двадцати пяти лет.
«Дом на берегу реки»
К слову, все отпрыски Николая II, так же получили художественное образование, как и предшествующее поколение. Все его дочери рисовали изящные акварельные натюрморты и пейзажи.
Ольга Александровна (1882 — 1960)
.Ольга Александровна Куликовская (Романова).
Великая Княгиня Ольга Александровна - родная сестра Николая II, младшая дочь императора Александра III и Марии Федоровны, обладая неординарным живописным талантом, стала художницей.
Акварель Ольги Александровны Романовой.
Художественному творчеству в семье императора обучали всех отпрысков, но лишь Ольга живописью занялась профессионально. Ее учителями были известные художники Маковский и Виноградов.
Акварель Ольги Александровны Романовой.
Работы княгини на сегодняшний день украшают частные собрания коллекций, а так же хранятся во дворцах царственных особ Европы. На протяжении всей жизни Великая Княгиня создала более двух тысяч живописных работ, благодаря которым она содержала свою семью. Так, в 20-40-х годах ее картины были единственным средством к существованию.
Россия впервые узнала о творческом наследии Ольги Александровны лишь в начале 2000-х, когда ее наследница Ольга Николаевна Куликовская - Романова организовала экспозицию картин Августейшей художницы.
Акварель Ольги Александровны Романовой.
Акварель Ольги Александровны Романовой.
Акварель Ольги Александровны Романовой.
Об удивительной судьбе художницы из царской семьи княгини Ольги Александровны, прожившей большую часть жизни в эмиграции и зарабатывающей на жизнь своим талантом, можно прочесть здесь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: