Реформа Никона, начатая в 1650-х годах, разделила православный мир России на старообрядцев и обновленцев. 1667 году староверы бежали и поселились на западных окраинах и за пределами государства, на территории Речи Посполитой. В 1762 году Екатерина II издала указ о возвращении староверов. При помощи войск насильно, а также обещая определенные льготы на новых землях, она переселила почти 100000 раскольников на Алтай и в Забайкалье. Далеко в Сибири, в забайкальских степях Бурятии, по сей день существуют большие села, где компактно проживают старообрядцы. Здесь их называют семейскими.
В 1764 году после изнурительного путешествия, длившегося 12 месяцев, несколько десятков тысяч семей староверов прибыло в Бурятию. Они стали изгнанниками для церкви и государства, но именно они донесли самобытную культуру допетровской Руси до XXI века. Тарбагатай, Куналей, Бичура, Мухоршибирь и многие другие села до сих пор являются местами проживания семейских, где они хранят характерные черты жизни, быта, культуры и веры первых переселенцев.
Семейская изба в наши дни / Изображение: kulturologia.ru
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел -
Едут туда комиссары,
Глядь - уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из темного бора,
Рыбой из вольной реки…
- "Где ж та деревня?" - "Далеко,
Имя ей: Тарбагатай,
Страшная глушь, за Байкалом...
/Н.Некрасов/
Императрица возлагала на раскольников большие надежды по освоению бескрайних степей Бурятии. И семейские оправдали их с лихвой, за 2-3 года на местах поселений выросли избы, были вспаханы поля, сопки и возделаны огороды.
Забайкальские старообрядцы сегодня.
Старообрядцы очень трудолюбивы, практичны, прижимисты, чистоплотны. Их быстрому приспособлению к суровым сибирским условиям способствовало то, что они умеют воспринимать и заимствовать то хорошее и прогрессивное, что есть у других народов.
Семейский быт / Изображение: kulturologia.ru
Взаимоотношения с местным населением сначала было сложными. Лучшие земли буряты издавна использовали под пастбища для овец и лошадей. По церковным канонам старообрядцам запрещалось тесное общение с иноверцами. Поначалу на вспашку земель они выходили целыми отрядами, но постепенно с бурятами у них установились тесные хозяйственные отношения. Староверы брали в аренду у бурят землю, те пасли скот старообрядцев, семейские расплачивались за все хлебом, овощами.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как русские старообрядцы оказались в далёкой Боливии, и хорошо ли им там живётся
Старообрядцы сохранили многие догматы православной церкви допетровских времен. Это и восьмиконечный крест, и исполнение земных поклонов, и крестных ход делают по часовой стрелке. Иконы у староверов деревянные и не реставрируются, а хранятся с особой бережливостью. Крестное знамение семейские кладут двумя перстами. Большой, безымянный и мизинец соединяются, олицетворяя святую Троицу. Два других пальца – указательный и чуть склоненный средний, означают человека и господа, который сошел с небес и вочеловечился. Староверы знамением отражают естество Христа, а имя его они пишут: «Исус». Крестят и больших, и младенцев в купели с полным погружением.
Семья семейских. Начало XX Века.
Уникальной особенностью обладает манера песнопения семейских, которая ведет свою историю со старых времен от церковного крюкового пения. Оно было запрещено при расколе, но старообрядцы трепетно сохранили традиции и перенесли такую манеру песнопений в светскую вокальную культуру. На территории современной Бурятии почти в каждом селе, где проживают старообрядцы, существуют фольклорные ансамбли и хоры, их около двух десятков. Крюковое пение отнесено ЮНЕСКО к шедеврам духовного и нематериального наследия. Песни семейских это баллады о любви, о жизни. Они включают в себя до 150 куплетов, а одно слово, один слог может расслаиваться на несколько. Уникальное многоголосие семейских похоже на их костюмы, где яркость и пиршество красок разливается по атласу, колышется и перетекает из цвета в цвет. Песня течет, распадаясь на множество вариаций и сливаясь в многоголосый распев. За мелодичным повтором фраз, разрывами слов песня ширится и усложняется. Не горькая доля и жалоба на судьбу, а могучая воля и жажда жизни помогла сложить, а потом сохранить уникальные песнопения до наших дней.
Семейские песни/ Изображение: kulturologia.ru
Не пить, не блудить, не курить, а много трудиться - таких правил в жизни придерживались старообрядцы. У семейских раскольников существовало два направления или два толка: поповщина и беспоповщина. У первого направления, так называемые, беглые попы справляли все церковные таинства. Беглыми их называли потому, что эти духовные лица изначально были рукоположены в новообрядческой церкви и вернулись потом к древлеправославию. У старообрядцев не осталось епископов, рукополагающих новых служителей церкви.
Традиции и обряды семейских. Лубок Павел Варунин.
Часть раскольников, у семейских их было очень мало, придерживались беспоповщины, то есть они справляли обряды самостоятельно, так как считали, что истинные священослужители перевелись.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Последняя из рода отшельников Лыковых: Почему Агафья отказывается переезжать из тайги к людям
Во время советской власти многие священники старообрядцы были уничтожены, а большая масса крестьян староверов раскулачена, так как их хозяйства всегда были крепкими, но не за счет применения нанятых батраков, а за счет многочисленных работящих членов семьи.
Женские национальные костюмы семейских.
При сохранении многих обрядов, бытового и семейного укладов, во второй половине прошлого века постепенно происходило обмирщение старообрядцев. В домах появились телевизоры, компьютеры, Интернет, люди сейчас пользуются аптечными лекарствами, несмотря на то, что отеческие установления на запрет этих благ цивилизации никем не отменен.
Семейские — это очень яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской московской Руси.
В настоящее время старообрядцы имеют полную религиозную свободу, также Русская Православная церковь сняла со старых обрядов клятвы, признавая их. Сегодня семейские являются редчайшим самобытным этнографическим памятником культуры допетровской России.
Семейский поселок в наши дни / Изображение: kulturologia.ru
И в продолжение темы рассказ про старообрядческие скиты Алтая от реформ Никона до наших дней.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: