Строительство Трансполярной магистрали в период с 1947 по 1953 гг.| Фото: amusingplanet.com.
На окраине Салехарда (Ямало-Ненецкий автономный округ) находятся остатки печально известной Трансполярной магистрали, именуемой также «Мертвой дорогой». Железная дорога «Салехард-Игарка» должна была стать частью грандиозного замысла Сталина соединения восточной и западной частей Сибири. Стремительная, непродуманная стройка унесла жизни тысяч политзаключенных, трудившихся на участках, а сама дорога оказалась никому не нужной.
Деформированное полотно железной дороги «Салехард-Игарка». | Фото: amusingplanet.com.
По первоначальному замыслу длина Трансполярной магистрали должна была составить 1300 километров. На деле же удалось построить только 698 км железнодорожного полотна. Когда в 1947 году Сталин дал добро на строительство магистрали, работа производилась ударными темпами. Удивительно, что подразделение ГУЛага железнодорожного строительства даже не потрудилось составить надлежащим образом проектно-сметную документацию. Руководители решили, что бесплатной рабочей силы заключенных и неограниченных финансовых вложений со стороны государства будет достаточно для возведения железной дороги.
Неэффективное строительство в условиях вечной мерзлоты.| Фото: fishki.net.
На самом же деле работы проводились крайне непрактично. Сначала из песочно-каменной смеси делалась насыпь, а затем на нее укладывались рельсы и шпалы. В сезон заключенные прокладывали примерно 100 км дороги. Руководители стройки не учитывали экстремальных климатических условий. Когда после затяжной зимы наступало потепление, верхний слой почвы размокал, а это приводило к деформации ж/д полотна. Необходима была реконструкция недавно построенной дороги.
На стройке Трансполярной магистрали было задействовано почти 300 тысяч политзаключенных ГУЛага. | Фото: fishki.net.
Всего на строительство Трансполярной магистрали было брошено почти 300 тысяч заключенных ГУЛага. Им приходилось работать в невыносимых условиях: зимой температура опускалась до – 60 градусов, а дождливым летом людей одолевали полчища насекомых. По разных данным на этой стройке погибла треть пригнанных людей.
Плачевное состояние железной дороги «Салехард-Игарка». | Фото: amusingplanet.com.
В то время существующие сибирские заводы удовлетворительно обслуживались уже имеющимися транспортными путями, а сам Ямало-Ненецкий автономный округ был слишком малонаселенным и изолированным. Как показала практика, в строительстве этой железной дороги не было практической необходимости. Появление Трансполярной магистрали должно было только потешить самолюбие Сталина.
Движение одного из первых поездов по Трансполярной магистрали, 1952 год. | Фото: fishki.net.
В августе 1952 года было открыто движение по участку Салехард-Надым. Помимо рабочих поездов, тогда же пустили один пассажирский, правда его скорость движения не превышала и 15 км/ч из-за опасности схода состава. Очень частыми были аварии на участке. Строительство завершилось со смертью вождя в 1953 году. Дорога оказалась никому не нужна. Низкое качество строительства и экстремальные климатические условия быстро сделали свое дело. Теперь «Мертвая дорога» выглядит крайне плачевно: покореженное полотно, разрушенные мосты, ржавые паровозы.
Разрушенный мост на железной дороге «Салехард-Игарка». | Фото: amusingplanet.com.
Поселения за Полярным кругом для современного обывателя кажутся отдельным государством.
Село Яр-Сале на Ямальском полуострове называют последним «форпостом» перед тундрой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Аффтаршу призрак Новодворской укусил?