Митрополит Московский Алексий и события 1554 года (история одного креста)
На двенадцатом году своего пастырского служения митрополитом Московским, святитель Макарий закончил грандиозный труд по созданию Великих Минеи Четьи. Много вместилось в прошедшие годы. Соборы по канонизации русских святых, которые так и стали называть макарьевские. Борьба с кланом бояр Шуйских способствовавших его поставлению на митрополию в надежде на поддержку их влияния на юного царя и сместивших митрополита Иоасафа.
Макарий уважал Иоасафа и в дальнейшем посылал ему, ссыльному, на предмет замечаний решения Собора. Будучи человеком талантливым и творческим Макарий был не чужд новым веяниям в искусстве к которому он относился без предубеждений так-как сам был неплохим иконописцем. В конце предыдущего и в начале этого, 1554 года, на созванном Соборе митрополит отстаивал право иконописцев расширить границы творчества, основываясь на писании и черпая образы из всего многообразия христианского искусства, особо следуя линии греческих мастеров. На приведенной фотографии популярный образ Не рыдай Мене Мати, созданный псковско-новгородскими мастерами в это время.
Не рыдай Мене Мати. / Пьета Микельанджело. 1499 г.
На Соборе кроме дела о ереси рассматривалось и заявление дьяка Висковатова. Отступлением от староотеческого предания справедливо посчитал дьяк Висковатов подобные новации псковско-новгородских мастеров. Два этих города, традиционно контактирующих с западом в силу своего географического положения уже издавна творчески перерабатывали образцы западного искусства. Но особенно с появлением печатных гравюр, привозимых купцами, иконописцы этих городов попадают под влияние латинской ереси. Иван Михайлович Висковатов был человеком не понаслышке знакомым с западным искусством. Будучи думным дьяком и хранителем государственной печати печатником, он был по нашим меркам министром иностранный дел. Но как православный христианин и патриот чурался латинской ереси. Несмотря на все дипломатическое искусство дьяка Собор наложил на него на три года отлучение от причастия и обязал покаяться и никогда не рассуждать о том, что входит в рассуждение Церкви. Роспись после пожара 1547 года Благовещенского собора в Кремле псковско-новгородской бригадой иконописцев породила много слухов именно в силу выступления Висковатова. Не мудрено, так как до нашего времени сохранились фрески-изображения Гомера, Вергилия, Сивиллы и не 12 а 70 учеников Христа написанные этими мастерами.
Древо Иессеево. / Сивилла.
Впервые на Руси этот сюжет изображающий родословную Христа в такой расширенной интерпретации показывающей историчность развития, исполнил Феофан Грек в росписи домой церкви великих князей. К широко распространённому сюжету “ Древа Иессеева” в Болгарии, Греции, Грузии, Македонии, Сербии уже с XIII веке, на Руси появляется интерес только в начале XVI века. В “Хронографе” 1512 года есть статьи “О пророцех” и “О еллинских мудрецах”. Хорошо известна большая начитанность Ивана IV, его знание истории.
Не стоит забывать, что одним из его воспитателей был и митрополит Макарий. Русь никогда не была отгорожена от мира “Китайской стеной”, являясь частью Европы она испытывала на себе и идеологическое влияние. И чем больше усложнялось общество, тем больше было проникновение чужих идей в его структуры, особенно в его самую образованную, власть предержащую, часть общества. Но эти живописные новшества служили укреплению идеологии “Москва-третий Рим”. Все росписи собора, палат великого князя, “Лицевой свод” и т.д. работают на самодержавие, проводя непрерывную связь от Христа до Ивана IV. После снятия с престола митрополита Иоасафа бывшего до того игуменом Троице-Сергиевого монастыря очевидно происходит и охлаждение к самому монастырю, конечно не без помощи церковного окружения великого князя. Очевидно начавшееся при Елене Глинской выделение Чудова монастыря продолжает усиливаться. Нет данных где крестили первенца Ивана IV, но старший сын царя был крещен у раки с мощами митрополита Алексия. И произошло это памятное событие в 1554 году, на двенадцатом году служения митрополита Макария, в год двухсотлетия со дня интронизации святителя Алексия, основателя Чудова монастыря. Можно немного пофантазировать и предположить, что митрополит Макарий поддержал, а может и сам предложил идею о выпуске памятного креста по поводу такого события. А учитывая его отношение к искусству он мог и обрисовать словами что нужно изобразить на этом кресте. Впервые летописи сообщили о древнем обряде “Шествие на осляти” под 1539 годом, при поставлении на престол митрополита Иоасафа.
Сам митрополит прошел этот обряд и в юбилейный год интронизации Алексия естественной была мысль изобразить святителя именно в этом торжественном шествии. Быть в образе царя небесного Христа въезжающего в Иерусалим, когда рядом идет пеший земной царь, что может быть сладостней для владыки Церкви. Будучи при малолетнем Дмитрии Донском фактическим правителем государства, святитель Алексий служил примером для подражания митрополиту Макарию. Именно то, что митрополит Алексий был первым русским по национальности главой церкви, подчеркивало его патриотическое стремление к возвышению Руси как продолжательницы дела Византии. А победа на Куликовом поле навеки вписала его воспитанника князя Дмитрия в историю. Описание ритуала “поставления” цитируется по книге Н.С. Борисова “Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв.”
“... 5 февраля 1539 г. несколько епископов во главе с новгородским владыкой Макарием собрались в приделе Пахвалы Богородицы Успенского собора московского Кремля и избрали трех канидатов на митрополию: чудовекого архимандрита Иону, троицкого игумена Иоасафа и игумена новгодского Спасо-Хутынского монастыря Феодосия. Затем бросили жребий, и первым вынуто было имя Иоасафа. Жеребьевка была данью древней церковной традиции. На другой день кандидатура Иоасафа была утверждена государем в присутствии Боярской думы и «Освященного собора» (высших иерархов). После этого все отправились на молебен в Успенский собор. «Нареченный» (избранный, намеченный) митрополит шел первым. Два епископа поддерживали его под руки в знак особого почтения. Посетив собор, процессия двинулась на расположенный поблизости митрополичий двор, где новгородский архиепископ с епископами ввели нового «первосвятителя» во владение его имуществом и хоромами.
9 февраля в Успенском соборе произошло, наконец, поставление нареченного митрополита. Перед литургией он громко прочел православный «символ веры». Во время службы епископы через «царские врата» ввели его в алтарь. Там над ним был совершен обряд поставления, после которого Иоасаф уже как «первосвятитель» совершил литургию. После службы митрополит сел на «горнее место» в алтаре. Великий князь подошел к нему, сказал краткую речь и вручил посох-древний символ архипастырской власти. После «соборной» части церемонии ее участники вышли на Ивановскую площадь. Митрополит, подражая Иисусу Христу, въехавшему в Иерусалим на осле, сел на «осляти» (обычно роль «осляти» исполняла обыкновенная лошадь). Два старших боярина, государев и митрополичий, взяли «осля» под узцы и повели на государев двор. Посетив великокняжеские покои и благословив их обитателей, митрополит вернулся к себе, завтракал с епископами, затем на том же «осляти» отправился в объезд вокруг кремлевских стен, благословляя собравшийся народ. Завершением ритуала стал торжественный обед митрополита с епископами.”
Шварц В.Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти.
Сообщается в других источниках, что для придания сходства с ослом, коню приделывали удлиненные уши. На картине изображен подобный выезд во времена царя Алексея Михайловича. О ветках вербы заменявших в таких случаях пальмовые ветви, также сообщается при описании этого обряда. К вербе на Руси со времен язычества было особое отношение.
Конечно к XVII веку ситуация изменилась и это шествие патриарх проделывал ежегодно на Вербное воскресенье.
Шествие на осляти // Альбом Мейерберга: Виды и бытовые картины России XVII века. - Издание А. С. Суворина, 1903.
Вербное воскресенье. Шествие Патриарха на осляти с Красной площади в XVII веке.
Так что же за крест измыслили в 1554 году? Среди образцов пластики этого времени один крест долго не могли атрибутировать. Это крест на фото внизу. На нижней лопасти креста широко распространенный образ святого мученика Никиты изгоняющего беса с поясняющей надписью вверху, но в средокрестии изображение не имеющее аналогов в русской пластике. Более того, во всей христианской пластике изображение сидящего на осле мужчины известно только для сюжета Въезд в Иерусалим Иисуса Христа. В сюжетах “Бегство в Египет” и более редкого “Возвращения” на осле сидит Богородица с Младенцем.
Надпись вверху креста поясняет кто изображен в средокрестии - святой Алексий митрополит Московский.
Иконография изображения на кресте представляющего Иисуса митрополита близка ранним византийским образам. В иконографии фигуры сидящего на осле Христа существуют три положения тела. Раннее византийское когда Христос сидит на осле боком, лицом к зрителю, свесив обе ноги на сторону зрителя. Второй вариант представляет Иисуса сидящего в полоборота к зрителю, причем ноги скрыты за телом животного. На третьем варианте иконографии посадка Христа не отличается от обычной посадки всадника когда каждая из ног расположена по разные стороны тела животного. Но в русской иконописи она не применялась.
Въезд в Иерусалим
Святитель Алексий изображен на кресте в “Шествии на осляти” причем можно различить, что левой рукой он придерживает стоящее на коленях Евангелие, в правой поднятой над головой руке ветка вербы. Мастер изготовивший этот крест изобразил всадника похожим на изображения великого князя на монетах, очевидно стереотип мышления сделал свое дело. Достоверные подробности того, что было в руках святителя в летописи не описаны и конечно детали могут отличаться от более поздних процессий. Митра на голове есть и у персонажа справа от всадника. Это может быть только святитель Петр, первый митрополит Московский, мощи которого также находились в Чудовом монастыре. Персонаж слева без головного убора, голова в мелких завитках волос, просматривается не большая бородка. Обращает на себя внимание и схожесть движений, и положение руки митрополита и мученика Никиты.
Изображения на кресте .XVI века.
Кроме рождения царевича Ивана 1554 год ознаменовался и Астраханским походом под началом Юрия Пронского Шемяки, заключением перемирия с Ливонским орденом, переходом на службу к Ивану IV днепровских казаков во главе с гетманом Вишневецким.
Неузнаваемо изменилась Русь за двести лет прошедших после “поставления” на престол митрополита Алексия. И пусть не всегда московские князья пользовались поддержкой иерархов церкви, но неизменной была с их стороны поддержка централизации государства.
Жестокое и кровавое время правления Ивана IV сломило хребет древнему боярству окончательно укрепив самодержавное правление. И кто знает как бы пошла история России дальше не убей отец своего старшего сына Ивана Ивановича в год крещения которого и был отлит крест с образом святителя Алексия.
Автор: А.Н. Спасенных
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Очень интересная история. Даже и подумать не могла, что простой крест может таить в себе столько тайн.