История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Наум Эйтингон стоял за кулисами многих заграничных диверсий НКВД — таких, как убийство Чжан Цзаолиня, похищение генерала Кутепова. Последней из крупных известных операций Эйтингона была организация убийства Льва Троцкого, злейшего врага Сталина. Именно Эйтингон разработал и подготовил эту операцию. С Музой Малиновской они познакомились на третий день Великой Отечественной войны. Эта встреча стала судьбоносной для обоих...


Устранение Льва Троцкого



Наум Исаакович Эйтингон родился в 1899 году. С 1925 года был сотрудником иностранного отдела ГПУ-ОГПУ и резидентом советской разведки. Это был необычайных способностей человек, который неоднократно разрабатывал и воплощал блестящие операции. Активный и энергичный, великолепный организатор. Эйтингон умел виртуозно вычислять слабые места любого противника и очень эффективно подбирал ключи к его защите.

Наум Исаакович Эйтингон. / Фото: russian7.ru

Наум Исаакович Эйтингон. / Фото: russian7.ru


Схему устранения Льва Троцкого он выстраивал тщательно и аккуратно. Сталин приказал устранить своего врага таким образом, чтобы никто не догадался о том, что это «рука Москвы». Первым делом Наум Исаакович решил ввести в дело женщину. Именно с её помощью он мог запутать следы. Разведчик выбрал испанскую аристократку Каридад Меркадер. Она развелась с мужем, забрала детей и жила непонятно на какие средства. Наум познакомился с женщиной и вызвал её на откровенный разговор. В ходе беседы резидент выяснил, что она и её взрослые дети — анархисты. Каридад призналась, что порвала даже со своей семьёй, так как ненавидит богатых и сытых. Тогда Эйтингон понял, что она — именно та, кто ему нужен.

Каридад Меркадер, 1910 год. / Фото: bbc.com

Каридад Меркадер, 1910 год. / Фото: bbc.com


Знакомство с целой семьёй, исповедующей радикальные взгляды для советского разведчика было невиданной удачей. Теперь нужно привязать к себе Каридад, присмотреться к её сыновьям. Наум стал проводить с женщиной и её детьми время. Многие даже решили, что у них роман. Из четырёх сыновей Меркадер он сразу выделил Рамона. Юноша был из тех людей, которые способны на поступок, самопожертвование. Кандидат в палачи Троцкого был выбран и разведчик приступил к его подготовке.

Троцкий (второй справа) со своей второй женой Натальей Седовой (крайняя слева), мексиканской художницей Фридой Кало и теоретиком марксизма Максом Шахтманом. / Фото: bbc.com

Троцкий (второй справа) со своей второй женой Натальей Седовой (крайняя слева), мексиканской художницей Фридой Кало и теоретиком марксизма Максом Шахтманом. / Фото: bbc.com


Рамон Меркадер до конца своей жизни считал, что он сам принял решение убить Троцкого. Тайну этого убийства и роль в этом советской разведки удалось сохранить в тайне на долгие годы. За эту операцию Сталин наградил Наума Эйтингона Орденом Ленина.

Каридад Меркадер, Лена Имберт (невеста Рамона Меркадера) и кубинский коммунист Хуан Маринеро в Гвадалахаре (Мексика) в 1936 году. / Фото: bbc.com

Каридад Меркадер, Лена Имберт (невеста Рамона Меркадера) и кубинский коммунист Хуан Маринеро в Гвадалахаре (Мексика) в 1936 году. / Фото: bbc.com


Судьбоносное знакомство



В июне 1941 года Наум Исаакович вместе с другими разведчиками вели разговор о том, что происходит на западной границе. Такие беседы в то время советская пропаганда называла провокациями. Эйтингон не мог понять, как такое может быть, ведь война вот-вот начнётся и это очевидно? Этот судьбоносный разговор состоялся за 4 дня до войны, а до судьбоносной встречи оставался всего месяц...

Если бы не война, Наум Исаакович так бы и не встретил свою единственную любовь. На московском стадионе «Динамо» идёт набор людей для диверсионной работы. Особое внимание обращали на физическую форму, подготовку. Женщин среди них — единицы. Эйтингону тоже нужны люди, но у него свои принципы подбора кадров. Он всегда исходил из интересов дела, себя не щадил и не жил для себя. Наум никогда не обращал внимания на компрометирующие факты. Именно он вытащил из застенков множество ценных сотрудников, которые там находились по доносам и надуманным обвинениям, вернул их к работе.

На неё он обратил внимание сразу. Лицо показалось знакомым. Он когда-то видел его, но никак не мог вспомнить где и когда именно. Это было странно, Наум Исаакович привык полагаться на свою память. Он даже спросил девушку, не встречались ли они до войны. Она со смехом сказала: «Разве что во сне». И тут он вспомнил. Именно во сне он видел это красивое лицо. Неужели сон был вещим?

Муза Малиновская была парашютисткой. В 1935 году её имя прогремело на всю страну. Она занималась парашютным спортом и как раз совершила групповой прыжок, поставив рекорд. Женщина с неба. Именно так он и видел её во сне — с красивыми белыми крыльями, спускающейся с небес.

Муза Малиновская. / Фото: russiainphoto.ru

Муза Малиновская. / Фото: russiainphoto.ru


Когда началась война, Муза сразу же пошла в горком комсомола, чтобы стать добровольцем. Она считала, что может быть очень полезной на войне. Она была не только парашютисткой, а ещё и планеристкой, а кроме того, умела водить самолёт. Её сразу направили в органы государственной безопасности. Тогда же её отобрал Эйтингон в свою команду. Он же придумал ей оперативный псевдоним «Николь» и стал учить французскому языку, объяснив, что скоро пригодится. Он готовил её к первой заграничной командировке, где, по легенде, они представляли семейную пару. К этому тоже сказал привыкать.

Между долгом и любовью



Малиновская была поражена не только потрясающими лингвистическими способностями своего «мужа», но и его хваткой, умением управлять. Группа Эйтингона отправилась на своё первое задание. После устранения Троцкого Сталин считал Наума лучшим разведчиком. Подобное задание Эйтингон должен был выполнить и в Турции, устранив немецкого посла. Муза Малиновская была костяком боевой группы. Она же была назначена исполнителем. К сожалению, шансов уйти живой у неё практически не было. Тогда Наум впервые понял, что он любит эту женщину больше жизни и не хочет рисковать.

Когда Музе грозила опасность, Наум внезапно понял, насколько она ему дорога.

Когда Музе грозила опасность, Наум внезапно понял, насколько она ему дорога.


Эйтингон лихорадочно искал другой выход и предложил руководству несколько вариантов. К его облегчению, план изменили. О своих чувствах он Малиновской не говорил, считал, что для этого не время. Неожиданно план вновь меняется и Муза опять становится его центральной фигурой без шансов выжить. Впервые профессиональный разведчик становится перед выбором: выполнить задание или спасти любимого человека. Вывести из игры Малиновскую не получилось. По личному решению Эйтингона, Муза в операции не участвовала. Покушение закончилось неудачей — это был провал. Посол остался жив.

В городе сразу ввели меры повышенной безопасности. В Стамбул прибыли сотрудники Абвера. Сталин был в ярости. Эйтингона удалось отстоять его коллегам с огромным трудом. Часть диверсионной группы вернулась в СССР. Наум настоял, чтобы Муза была в их числе. Перед разлукой он признался ей в любви и они поклялись друг другу в верности.

Эйтингон очень трогательно заботился о своей любимой. Он намеренно не ввёл её в аппарат НКВД. Трагедии 1930-х годов научили его быть осторожным. Он писал ей трогательные письма и всё время боялся, что она может из-за него пострадать, ведь его жизнь, после провала с послом, висела на волоске.

Наум Исаакович очень переживал за любимую женщину. / Фото: russian7.ru

Наум Исаакович очень переживал за любимую женщину. / Фото: russian7.ru


Наума Исааковича отозвали в Москву и он не знал, что его ждёт: арест, расстрел? Эйтингон решил превратить провальную операцию в победу. Он забросил немцам целевую дезинформацию о том, что покушение на Франца фон Папена является серьёзнейшим предупреждением послу по вопросу участия в тайных, негласных контактах с союзниками. После этого Папен, как политическая фигура, страшась возмездия и подозревая, что против него действует английская разведка, сошёл с политической арены. Так был устранён посредник в сепаратных переговорах, а задание из провального превратилось в блестяще выполненное.

Всё обошлось. По возвращении на родину разведчик даже был представлен к награде и ему присвоили воинское звание генерал-майора. С Музой они стали мужем и женой. У них родился сын. Его назвали Леонидом. У разведчика-профессионала впервые появились дом и семья. Вскоре родилась дочь Муза. Дети ничего о профессии отца не знали. На Лубянке Эйтингона считали главным инженером советской разведки. Он мог разработать любую специальную операцию. Никто даже не подозревал, что этот «железный» человек и жёсткий профессионал разведки рисковал всем ради любимой женщины.

Муза и Наум с детьми. / Фото: russian7.ru

Муза и Наум с детьми. / Фото: russian7.ru


В 1951 году Наум Эйтингон был арестован по обвинению в сионистском заговоре в органах госбезопасности. Впервые вспомнили о его национальности. Возможность ареста он никогда не исключал и был готов к этому. Главное, чтобы это не затронуло его семью. Перед арестом он думал не о себе, а о Музе и детях. Пытался им помочь. Муза понимала, что арестом мужа всё не закончится, вскоре придут и за ней. Она очень боялась за детей. Через два года Наум вернулся. Непривычно молчаливый и больной. Он понимал, что этот арест не последний и был прав. Он спешно оформил развод.

В эти годы Малиновская стала вести дневник. Человеку несведущему разобраться в нём невозможно — она использовала шифр. Там она описывала все события их жизни. В 1953 году Наум был арестован во второй раз. На этот раз всё было серьёзнее — это почувствовали даже дети. С ними прекратили общаться соседи. Муза ожидала ареста. После этого детей всегда отправляли в детдом. Малиновская очень боялась, что маленькая Муза там потеряется и она потом не сможет её найти. Она писала тушью на белой полосочке ткани имя и фамилию дочери, проглаживала утюгом, чтобы ткань не полиняла при стирке и вшивала ей в трусики. Она верила, что это поможет не потеряться.

Наум Николаевич Эйтингон был осуждён за измену родине на 12 лет. В тюрьме встретился с коллегой-разведчиком, который был осуждён за то же. Их арест был санкционирован лично Никитой Хрущёвым. Новый советский лидер считал их пособниками Сталина. Жёны и дети никаких подробностей о них не знали. Только через 4 года была разрешена переписка.

Наум Исаакович со взрослыми детьми. / Фото: zavtra.ru

Наум Исаакович со взрослыми детьми. / Фото: zavtra.ru


Эйтингон вышел из тюрьмы 20 марта 1964 года. Он мечтал увидеть жену и детей, но при этом очень боялся этой встречи. Он испытывал перед семьёй огромное чувство вины. 12 лет его семья жила с клеймом родственников изменника родины, без всякой помощи и поддержки. Рассчитывать на пересмотр дела он не мог — КГБ его прошлые заслуги не интересовали, а просить сам за себя не стал. Так, в 65 лет Наум Николаевич начал жизнь с чистого листа. Он искренне считал, что принёс Музе много горя, а потому решил уйти, чтобы не отравлять ей жизнь дальше. Он работал старшим редактором издательства «Международные отношения». Наум Николаевич покинул этот мир в 1981 году, а реабилитирован был лишь посмертно, 11 лет спустя.

Взрослая дочь легендарных разведчиков. / Фото: x.com

Взрослая дочь легендарных разведчиков. / Фото: x.com


Муза Григорьевна больше замуж так и не вышла, к мужу не вернулась, но все его письма бережно сохранила и передала своим детям. Страх и обиды давно ушли, а вот безграничная любовь осталась навсегда. Она тоже не дождалась реабилитации любимого супруга, уйдя за 2 года до этого.

Спецслужбы разных государств всегда стараются завербовать чиновников других стран. Редко в их сети попадается крупная рыба, но такие случаи были в истории. Прочтите в другой нашей сттаье о том, кем были самые крутые шпионы времён холодной войны - от легенды спорта до дяди английской королевы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2948
29.09.2024 20:23
В закладки
Версия для печати




Смотрите также