Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Выдающийся художник Гийом Гийон-Летьер был ключевой фигурой французской живописи конца XVIII - начала XIX веков. Сын владельца сахарной плантации и его рабыни, в возрасте четырнадцати лет переехал жить во Францию со своим отцом и получил там художественное образование. Успешно пережив тяжелые времена Французской революции, он достиг наивысшего признания в мире искусства, стал любимым художником Франции, директором французской Академии в Риме, членом Института Франции и профессором Школы изящных искусств.

Детство на Гваделупе, юность в Париже, обучение в Риме


На сахарной плантации Гваделупы в XVIII веке / Фото: kommersant.ru

На сахарной плантации Гваделупы в XVIII веке / Фото: kommersant.ru

Будущий художник родился на Гваделупе в 1760 году, он был третьим ребенком Пьера Гийона - владельца небольшой сахарной плантации в Сент-Анне, на которой работало около сорока рабов. Мать Летьера - Мария-Франсуаза Пепей, была женщиной смешанной расы.

Имя Гийом мальчик получил в честь своего святого покровителя, а фамилия Летьер указывает на то, что он был третьим ребенком в семье. У Летьера были еще брат и сестра, но о них ничего неизвестно. Предположительно, дети, как и их мать, были рабами, потому что какие-либо записи об их крещении отсутствуют.

В 1799 году его официально признали наследником отца, и он взял его фамилию - Гийона, но в своем творчестве продолжал использовать и фамилию Летьер.

До четырнадцати лет мальчик жил на плантации, проявляя способности к рисованию, брал уроки у странствующих европейских художников, а в 1774 году отец увез его во Францию, где Летьер поступил в художественную школу в Руане. Его творческие способности нередко отмечали в школе, присуждая призы и премии за рисунки.

Ранние академические награды помогли Летьеру поступить в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже - выдающееся учебное заведение для амбициозных исторических художников.

К 1784 году Летьер начал бороться за римский Гран-при - высококонкурентный конкурс исторической живописи, который предлагал лауреатам пособие для обучения во французской Академии в Риме. Летьер занял второе место с картиной «Женщина из Ханаана у ног Иисуса Христа» и получил желанное пособие.

Став студентом-художником французской Академии в Риме, Летьер с 1786 по 1791 год изучал городскую архитектуру и окружающий ландшафт, а также классическое и ренессансное искусство.

Студенты Академии обязаны были ежегодно отправлять свои работы в Париж для оценки. Работы Летьера стали началом его амбициозного проекта по истории Рима, а две композиции, «Брут, приговаривающий своих сыновей к смерти» и «Смерть Вирджинии», определили его будущую карьеру.

Картины Гийома Летьера

Картины Гийома Летьера

Когда Летьер заканчивал учебу в Риме, на его родине вспыхнула Французская революция. Хотя работы Летьера, выполненные в Риме и в последующие годы после его возвращения во Франции, были далеки от политических и социальных мотивов, они ясно демонстрировали его приверженность революционным идеям, свойственным для этого периода времени.

Возвращение в Париж и открытие собственной студии


Одна из ранних картин художника Эрминия и пастухи / Фото: 366days.ru

Одна из ранних картин художника Эрминия и пастухи / Фото: 366days.ru

Творческая карьера Летьера началась после его возвращения в Париж в 1792 году. С тех пор он начал регулярно выставлять свои работы на публичных выставках Салона, добиваясь успеха и положительных отзывов от критиков.

Этот период был полон общественных и социальных изменений: король и королева Франции были публично казнены, монархия была упразднена, и родилась Французская республика, а в колониях было отменено рабство.

Несмотря на политические потрясения, карьера Летьера быстро пошла в гору, он основал свою первую творческую студию в Париже и вскоре получил признание как один из самых выдающихся художников того времени.

Среди многочисленных работ Летьера, выставленных на выставках Салона, наибольшее внимание привлекали «Эрминия и пастухи», «Фриз, представляющий Новый термидор», «Женщина, опирающаяся на портфель». Последняя стала одним из самых захватывающих портретов, написанных Летьером. На нем изображена его падчерица Эжени Сервьер, которая после обучения в его студии сделала успешную карьеру профессионального художника.

Знаменитый групповой портрет Луи-Леопольда Буальи «Встреча художников в студии Изабе», хранящийся в Лувре, содержит изображения тридцати одного из самых выдающихся и влиятельных художников времен Французской Революции, собравшихся в студии художника Жана-Батиста Изабе. В центре картины в ярко-красном плаще изображен Летьер, что подчеркивает его центральное место в художественном мире своего времени.

Картина Гийома Летьера Смерть Виргинии / Фото: wikipedia.org

Картина Гийома Летьера Смерть Виргинии / Фото: wikipedia.org

На фоне своего творческого успеха в 1799 году Летьер наконец-то получил законное признание от своего отца Гийона. В письме к сыну Пьер Гийон написал: «Этот документ является заявлением тебе, мой друг, об уверенности в моем отцовстве, и о моем желании передать тебе свое имя и имущество».

Через год, после смерти отца, Летьер унаследовал все его имущество, включая сахарную плантацию в Гваделупе, от которой он продолжал получать прибыль до конца своих дней.

Под покровительством семьи Бонапартов


Портрет Жозефины - жены Наполеона, написанный Гийомом Летьером

Портрет Жозефины - жены Наполеона, написанный Гийомом Летьером

В том же году к власти в стране пришел Наполеон Бонапарт, устроив государственный переворот, ознаменовавший конец периода Французской революции. Его младший брат Люсьен Бонапарт, который обожал творчество Летьера, стал его близким другом и покровителем.

Поддержка Люсьена Бонапарта была очень важна для Летьера, она способствовала установлению связей с императорской семьей и повышению социального и культурного статуса художника. Благодаря ей Летьер начал получать важные заказы на исторические картины и портреты известных людей. Среди них были портреты членов императорской семьи, включая недавно коронованную императрицу Жозефину.

Дружба с Люсьеном Бонапартом и его семьей привела к знаменательной вехе в карьере художника: в 1807 году он был назначен директором французской Академии в Риме - ведущей французской академии за пределами Парижа.

Новая должность Летьера стала его карьерным триумфом. Однако когда в октябре 1807 года он прибыл в Рим, то обнаружил, что легендарное учебное заведение находится в плачевном состоянии - запущенные сады, неработающие фонтаны, скудно обставленные комнаты, недисциплинированные студенты, которые получали маленькую стипендию.

Картина Летьера Занятие моста через Дунай / Фото: wikipedia.org

Картина Летьера Занятие моста через Дунай / Фото: wikipedia.org

В лице Летьера французская Академия в Риме вновь получила надежную опору и обрела былую славу. Будучи директором Академии, профессором Школы изящных искусств и главой крупнейшей студии, Летьер был пожизненным учителем для многих известных художников и проявлял активный интерес к наставничеству.

Его студия соперничала со студиями выдающихся художников тех лет как по количеству, так и по успехам учеников. Его ученики часто выигрывали вожделенный римский Гран-при в категориях исторической живописи и исторической пейзажной живописи.

«Клятва предков» - триумфальная картина, которая была утеряна на долгие годы


Самая знаменитая картина Гийома Летьера Клятва предков / Фото: app.fta.art

Самая знаменитая картина Гийома Летьера Клятва предков / Фото: app.fta.art

Гийом Летьер, живущий во времена серьезных революционных потрясений, старался держаться в стороне от политики, но он не забывал, откуда он родом. В противоречии со своим участием в плантационной экономике, он оказался вовлеченным в аболиционистское движение, формирующееся на материковой части Франции.

Это нашло отражение в созданной им картине «Клятва предков», прославляющей независимость Гаити, и союз двух революционеров, генерала Александра Петиона и темнокожего генерала Жан-Жака Дессалина. Коалиция 1802 года, сформированная этими генералами против французских войск, оказалась решающим моментом в битве Гаити за независимость, объявленную в 1804 году.

Триумфальная картина Летьера, прославляющая независимость бывшей колонии и отмену рабства, демонстрирует его личную идентификацию с Карибскими островами и его гордость за клятву, данную этими двумя мужчинами.

Летьер написал эту картину в 1822 году, после того как преемник Петиона президент Жан-Пьер Буайе объединил страну. Сын Летьера Огюст отправился на Гаити, чтобы лично доставить картину самому Буайе. Поскольку Франция еще не признала независимость Гаити, это путешествие было опасным, поэтому проводилось втайне.

Картина была доставлена в целости и сохранности и установлена в старом соборе Гаити. Через несколько лет в соборе случился пожар, он был полностью уничтожен в огне, и долгое время считалось, что картина сгорела. Однако спустя два столетия в 1991 году она была обнаружена в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Порт-о-Пренсе в сильно поврежденном виде.

Портреты Гийома Летьера

Портреты Гийома Летьера

Картина была отправлена во Францию для реставрации, а затем вновь возвращена на Гаити и установлена в Президентском дворце. Сегодня она остается невероятным артефактом, увековечивающим независимость Гаити и память о великом художнике.

Гийом Летьер умер в 1832 году, в возрасте 72 лет, оставив после себя великое художественное наследие не только на материковой Франции, но и в Гваделупе. Еще одна история о сыне сенегальской служанки, который стал великим композитором, также берет свое начало во французской колонии Гваделупа на Карибах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1729
30.07.2024 15:20
В закладки
Версия для печати




Смотрите также