Скитания, работа на износ, концентрационный лагерь, бегство с фронта, череда потерь… Кажется, меньше всего это ассоциируется с блистательным и иллюзорным миром глянцевых журналов. Однако такова судьба выдающегося фотографа Эрвина Блюменфельда, дадаиста и сюрреалиста, который принес в модную фотографию дух художественных исканий революционных двадцатых годов.
Дадаизм и фронт
Фотографии с эффектами проявки.
Эрвин Блюменфельд появился на свет в 1887 году, в Германии, в семье немецких евреев. Родители его (отец был бизнесменом, мать – домохозяйкой) отличались широтой и свободой взглядов. Они поощряли в детях увлечение творчеством, да и сам Эрвин обожал рисовать и писал стихи с ранних лет. В одиннадцать он получил, пожалуй, самый ценный подарок на свете – фотокамеру. Дядя Карл решил порадовать мальчика после операции по удалению аппендикса. Блюменфельд писал, что именно тогда началась его настоящая жизнь, полная игры света и тени, главных героев его фотоснимков.
Фотографии Эрвина Блюменфельда.
Снимал он вовсе не семейные обеды и не портреты близких. Самой первой моделью Эрвина был он сам в необычном гриме (история сохранила его фото в образе Пьеро) и в окружении будто бы случайно подобранных объектов, что, безусловно, роднит его с коллегами по дадаистскому цеху, Клод Каон и Марселем Дюшаном. Но об этом позже.
Фотографии Эрвина Блюменфельда.
В 1913 году психическое, а затем и физическое состояние его отца сильно ухудшилось из-за последствий сифилиса. Вскоре он скончался. Мать очень тяжело переживала утрату, и Эрвин, выплескивая свои переживания в стихах, обещал заботиться о ней всю жизнь. К сожалению, судьба распорядилась иначе. Однако он, чтобы поддержать семью, оставил учебу и устроился подмастерьем на швейную фабрику. Звучит довольно безрадостно, однако Эрвин умел себя развлечь. Днем он работал, не покладая рук, а вечером посещал берлинские кафе в компании своих друзей – Пола Ситроена и Георга Гросса.
Фотографии Эрвина Блюменфельда.
С последним он познакомился в мужском туалете при несколько странных обстоятельствах и незамедлительно подружился. Георг Гросс входил в круги немецких дадаистов и познакомил с ними нового друга. Блюменфельд глубоко проникся идеями дадаизма, в том числе и политическими. Он рисовал язвительные карикатуры, писал провокационные стихотворения и рассказы, основанные на игре слов, делал множество набросков и зарисовок, работал над созданием коллажей – коллажирование было самым любимым творческим методом дадаистов.
Фотографии Эрвина Блюменфельда.
В то же самое время он начал переписываться с сестрой Пола, Леной Ситроен, и влюбился в нее. А потом началась Первая мировая война.
Блюменфельд попал на фронт – он стал водителем скорой помощи. От «помощи» там было одно название. В основном Эрвин вынужден был вывозить с поля боя мертвые, обезображенные тела. Еще ему довелось поработать бухгалтером… в армейском борделе – тоже хорошего мало. Невыносимость этой жизни, бессмысленность войны, ежедневные столкновения с болью и страданиями заставили Эрвина задуматься о дезертирстве. Он мечтал перебраться с Леной в Нидерланды, на ее родину, но дядя возлюбленной донес на него. Его и Лену арестовали. Ее депортировали в Нидерланды, он какое-то время провел в тюрьме. На фронте погиб его старший брат Хайнц. Письмо, адресованное Хайнцу, вернули с пометкой «Убит в бою».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как жрица Исиды принесла в Англию сюрреализм: «Магический реализм» Итель Кохун.
Красотки и свастики
Фотографии Эрвина Блюменфельда.
В 1918 году Блюменфельду все-таки удалось перебраться в Нидерланды к любимой, куда переехали и его друзья. Они продолжили свои творческие эксперименты, участвовали в выставках, основали голландское объединение дадаистов. Однако искусство, которым он так горел, приносило одни лишь расходы, так что он устроился на работу в Дом моды братьев Герзон и начал фотографировать их клиенток, а затем открыл свое кожевенное дело и портретную студию на заднем дворе. Состоялись две его персональные выставки. Когда к власти в Германии пришла национал-социалистическая партия, Эрвин создал свой самый известный коллаж, прогремевший на весь Берлин - негатив с изображением черепа, наложенный на портрет Гитлера. Во лбу у фюрера горела свастика.
Через некоторое время Блюменфельд обанкротился. Его больше ничего не держало в Нидерландах, а потому с семьей – Леной и тремя детьми – он переехал в Париж. Сесил Битон, культовый модный фотограф тех лет и настоящий светский лев, впечатленный его работами в Галерее Бийе, помог ему заключить контракты с Vogue и Harper’s Bazaar.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: В чём секрет самого скандального фотографа 1970-х, который просил не закрашивать моделям синяки под глазами.
Исчезающие женщины
Красный крест и флаг Франции - в модной фотографии.
Фотографии Эрвина Блюменфельда.
Но это был конец тридцатых. Началась Вторая мировая война. Блюменфельд и его дочь попали в лагеря для интернированных как «нежелательные иностранцы». К счастью, происхождение Блюменфельда не сыграло существенной роли (зато в эмиграции он получил значительную помощь и поддержку от еврейского сообщества). В 1941 году он и его семья сумели получить визы для переезда в США, где и остались. Имея значительный опыт и влияние в мире фотографии, Блюменфельд продолжил карьеру в глянцевых изданиях и создал более сотни ярких, запоминающихся снимков для их обложек.
Фотографии Эрвина Блюменфельда.
Фотографии Эрвина Блюменфельда.
На его фотографиях женщины словно растворялись, терялись в ритме света и тени, скрывались за завесами тканей, крыльями бабочек, башнями и шпилями, бросали взгляд из-под вуали… Распространение цветной фотографии позволило ему добавить к утонченной композиции и эффектам проявки изысканную игру колорита. Через всю жизнь Блюменфельд пронес любовь к коллажированию, двойной экспозиции, неожиданным сочетаниям и сложным ритмам. К концу пятидесятых экспериментальный стиль Блюменфельда потерял актуальность (сегодня это кажется невероятным). Он начал работать как «свободный художник», сотрудничал с косметическими компаниями, создавая минималистичные портреты – синее пятно теней, алая вспышка помады, безупречно белое лицо…
Фотографии Эрвина Блюменфельда.
Блюменфельд редко бывал в Европе, однако умер в Риме – красивейшем городе мира. Говорят, он был из тех, кто сам выбирает свою смерть. Не желая прощаться с жизнью на больничной койке, он спровоцировал у себя сердечный приступ, поднимаясь по Лестнице Испании. Правда это или нет – неизвестно, однако, пожалуй, таким и должен быть финал, достойный самого модного художника-дадаиста.
Десятилетиями ранее в США творила фотохудожница с необычным пониманием фотографии... и роли женщин в искусстве.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: