
История обычно сохраняет имена удачливых первооткрывателей. Однако это не коснулось экспедиции Франклина, которая ознаменовалась самым крупным провалом среди всех арктических исследований. В мае 1845 года два корабля английского Королевского военно-морского флота «Эребус» и «Террор» отправились в Арктику. Экипаж суден провожала толпа людей, представители власти произносили торжественные речи, а руководитель экспедиции Джон Франклин махал жене и дочери ярким платком. Это был последний раз, когда членов экспедиции и экипажи кораблей видели живыми. Они бесследно исчезли при загадочных обстоятельствах, что породило множество версий о судьбах моряков.
Пойди туда – не знаю куда

Задача экспедиции - исследование Северо-Западного прохода. / Фото: www.maximonline.ru
Экспедиции Франклина была поставлена задача – доисследовать Cеверо-Западный проход, через который проходит самый короткий путь в Тихий океан из Атлантического через Канадский архипелаг. Именно эта часть территории не была разведана. Джону Франклину правительство Британии поручило нанести на карту эту часть, тем самым утвердив страну в статусе королевы морей. Причем ему следовало поторопиться, ведь Российская империя уже владела значительными территориями на Аляске, в Канаде и Калифорнии, плэтому могла перехватить инициативу.

Маршрут экспедиции Франклина. / Фото: www.maximonline.ru
Для Франклина задача не казалась невыполнимой, так как до этого времени все исследования Северо-Западного прохода проходили успешно. Ему нужно было лишь разведать небольшой участок в Канадской Арктике. Франклину предстояло стать первооткрывателем, ведь еще ни одно судно не заходило так далеко от пролива Ланкастер в западном направлении от полуострова Бичи. Однако Британское географическое общество решило рискнуть.
Как вы судно назовете

Корабли имели отличную оснастку. / Фото: www.maximonline.ru
Для экспедиции были снаряжены два судна: «Эребус», который в переводе означает «Мрак», и «Террор», означающий «Ужас». На оснащении кораблей не экономили. На флагманах установили экспериментальные паровые двигатели, корпуса усилили дополнительными пластинами из высокопрочного металла, к дубовой обшивке добавили несколько слоев тикового дерева. Примечательным является то, что «Эребус» и «Террор» участвовали в успешной антарктической экспедиции Джеймса Росса, пройдя через такие ледяные заторы, где любые другие корабли вряд ли бы уцелели.

Джон Франклин. / Фото: www.maximonline.ru
Однако уже на подготовительном этапе появились тревожные звоночки. Адмиралтейство рассматривало кандидатов, которые могли бы возглавить экспедицию. Предложение поступило к организатору одного из первых походов к Северному полюсу Уильяму Парри, но тот вежливо отказался, как и Джеймс Росс, считавшийся восходящей звездой полярных исследований.
Поэтому Адмиралтейству пришлось пригласить 59-летнего Джона Франклина, который был несколько староват для такого похода, к тому же участвовал в трех экспедициях, которые окончились неудачно. К тому же Франклин после одного из сухопутных походов в Канаду получил прозвище «человек, съевший свои башмаки». Членам его команды, умиравшим от голода, пришлось варить спальные мешки из бычьей кожи и даже собственную обувь.
История безуспешного поиска

Супруга Джона Франклина - Джейн. / Фото: www.maximonline.ru
Согласно прогнозу, экспедиция должна была преодолеть Северо-Западный проход, достичь Аляски, России и Китая, выйдя в воды Тихого океана к концу года. Однако в Британском географическом обществе хорошо понимали, что кораблям придется столкнуться со льдами, поэтому первые три года особо никто не беспокоился об экспедиции.
Тревогу забила супруга Джона Франклина – Джейн. Она развернула компанию по поиску мужа, призвав Адмиралтейство направить корабли с поисковой миссией, а в прессе объявила награду за любую информацию о пропавшей экспедиции.
Оказалось, что в последний раз экспедицию Франклина видели моряки китобойных судов летом 1845 года в море Баффина. На поиски пропавших отправились корабли «Энтерпрайз» и «Инвестигейтор» под руководством Джеймса Росса, который изначально отказался возглавить экспедицию. Однако поиски не увенчались успехом. Экипаж столкнулся с суровыми климатическими условиями и, проведя три года во льдах, вернулся домой.
По пути следования «Энтерпрайз» и «Инвестигейтор» не нашли никаких следов «Эребуса» и «Террора», несмотря на то, что капитанам этих судов были выделены специальные медные цилиндры для письменных сообщений о спасении. Не было также и складов с продовольствием на случай, если экипажам придется возвращаться обратно пешком. Люди и суда будто растворились в воздухе. В общей сложности в разное время пропавшую экспедицию искало 13 английских и американских кораблей. Судьба людей так и не прояснилась.
Народные герои или каннибалы?

Останки погибшей экспедиции. / Фото: www.maximonline.ru
Через четыре года появилась новая информация об экспедиции. Абсолютно случайно путешественник Джон Рэй, исследовавший полуостров Бутия, встретил эскимосов, которые рассказали ему о погибших от голода людях. В подтверждение тому они показали Рэю предметы, принадлежавшие экипажу корабля «Эребус», где стояло клеймо судна.
На родине Джона Франклина считали героем, который погиб во славу короны. И Джон Рэй мог бы стать народным любимцем, прояснившим тайну исчезнувшей экспедиции, если бы не одно «но». В отчете в Адмиралтействе он написал, что, судя по состоянию трупов, моряки с «Эребуса» и «Террора» занимались каннибализмом. Такого мрачного пятна на репутации народного героя Джона Франклина общественность вряд ли стерпела. В прессе началась травля Джона Рэя, а моряков официально объявили «трагически погибшими при исполнении служебного долга».
Леди Джейн Франклин не оставила надежды найти супруга и снарядила новую поисковую экспедицию. На острове Кинг-Уильям им удалось найти три скелета и записку, оставленную Джоном Франклином, в которой тот написал, что часть экипажа после сложных зимовок во льдах оставила судно и ушла на юг. Поэтому члены поисковой группы сделали вывод, что Джон Франклин не мог быть замешан в каннибализме. Об этом Джейн Франклин сообщила прессе.
До промышленной революции британская судостроительная промышленность целиком и полностью зависела от стран Балтии. Такая зависимость была не к лицу великой морской державе, а со временем ещё и спровоцировала торговый дефицит. Тогда два судостроителя придумали блестящее решение данного вопроса...
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: