Тяга к ученью, увы, дана не каждому. Как сейчас современные студенты активно используют подсказки и шпаргалки, так и в царские времена всегда находились ученики-лодыри, готовые прибегнуть к хитрости. Особенно много их было среди дворянских отпрысков, которых Петр I пытался обучать морскому делу. Порой приходилось использовать принуждение. Впрочем, не будь в российской истории таких лентяев, не появился бы на русском флоте прославленный адмирал Денис Калмыков – бывший слуга, который обошел своего хозяина.
История о нерадивом барине и его сметливом слуге упоминается в двух советских фильмах о Петре Первом, и некоторые биографы даже посчитали ее вымыслом, но, тем не менее, подробности биографии двух героев этих интереснейших событий исследователям (например, историку Льву Вяткину) все-таки удалось обнаружить в архивах. Кроме того, данная история была в свое время не раз упомянута адмиралом Алексеем Нагаевым, служившим в петровские времена и, возможно, даже ставшим непосредственным свидетелем тех событий. Впрочем, все по порядку.
«Триумф Российского флота». Центральный музей Вооруженных Сил России. Худ. В.Нестеренко
Нерадивый студент
В числе юношей из дворянских семей, отправленных в Европу обучаться морским наукам, был Максим Спафариев. Поначалу молодой человек был лишь в списке первых учеников, которых Петр планировал обучать в российской Школе математических и навигацких наук. Однако родители Максима решили оградить его от этих «мучений» и вместе с несколькими такими же избалованными отпрысками быстренько отправили в Славяно-греко-латинскую академию. Узнав об этом, царь пришел в ярость, потребовал срочно привезти молодых людей обратно и в назидание отправил их в приказном порядке подальше – обучаться за границей.В Европе Спафариев рвением к учебе не отличался, а все больше гулял. Посещать же занятия вместо дворянского сына приходилось приставленному к нему родителями слуге-калмыку, который был почти ровесником своего хозяина. То, что во время обучения за границей молодых барчуков сопровождали слуги, не было редкостью. Да вот только присмотр за Спафариевым вылился в нечто более удивительное: денщик, вынужденный посещать занятия за своего подопечного, настолько увлекся учением, что не только проштудировал учебники барина, но даже иногда в качестве ученика выходил за него в море.
Петр I экзаменует учеников.
Обман раскрылся
По прибытии в Санкт-Петербург прошедшим обучение юношам предстояло пройти экзамены, которые должен был принимать царь Петр. То, что царь любил лично опрашивать студентов, факт известный.На экзамен Спафариев взял с собой слугу-калмыка. По одним данным, он специально ухитрился протащить его в аудиторию, где Петр в присутствии ведущих преподавателей Навигатской школы проводил экзамены. Мол, надеялся, что калмык ему будет тихонько подсказывать. По другим данным, слуга сам, жалея барина, умудрился каким-то образом смешаться с толпой студентов и пробраться в помещение, чтобы помочь горе-испытуемому.
Экзамены Петра, как правило, были очень строгими, и большая часть юношей их не выдерживала. Тех, кто, по мнению царя, не усвоил полученные в Европе знания, строго наказывали. Например, могли отправить трудиться на конюшни или даже выпороть. В лучшем случае, не выдержавшего экзамен Петр мог отправить доучиваться.
Петр быстро уличил студента в обмане. /Фото:andcvet.narod.ru
Увы, провести царя барину и слуге не удалось. Петр заметил, что Спафариеву подсказывает некий юноша, велел обоим подойти ближе и начал строгий допрос. Быстро выяснив, в чем дело, царь попросил калмыка ответить на несколько каверзных вопросов из области изученных наук. Обнаружив у того блестящие знания, Петр тут же постановил произвести слугу в мичманы (это звание получали все, кто успешно выдерживал экзамены), а его ленивого барина отправить служить на корабль простым матросом.
Блестящая карьера калмыка
О дальнейшей судьбе Максима Спафариева точных сведений не сохранилось, так что, скорее всего, этот царский урок им был тоже не усвоен. Возможно, отслужив на флоте, он вернулся под крылышко своих богатых родителей.А вот что касается слуги, то известно, что царь пожаловал ему фамилию Калмыков и в дальнейшем всячески опекал. И не зря, ведь юноша проявил себя как блестящий моряк, сподвижник Петра и продолжатель его дела.
Контр-адмирал Д.С. Калмыков. Худ. К.Ольдаев
Сначала Денис Калмыков был отправлен в Англию проходить штурманскую практику, где в совершенстве овладел не только искусством военной навигации, но и английским и голландским языками. Затем, уже вернувшись в Россию, он получил распоряжение ехать на Тырницкие заводы – руководить поставкой такелажей и якорей для российских судов.
Был слуга – стал адмирал и дворянин
За особые успехи офицеру Калмыкову было пожаловано дворянство, и он снискал большое уважение не только среди российских офицеров, но и среди высоких государственных особ. Впрочем, на протяжении всей жизни он намного комфортнее себя чувствовал в море, нежели на званых приемах.Он был командиром боевых кораблей и обучал гардемаринов. В море ему было комфортнее, чем при дворе. /Ил.: persons-info.com
Калмыков служил командиром кораблей, участвовал в Финской кампании, обучал гардемаринов. При Елизавете Петровне он был назначен экспертом коллегии по морским делам, переводил английский морской регламент и устав для последующей корректировки российского устава. Свою блестящую карьеру он закончил в звании контр-адмирала командиром Кронштадтского порта.
Кстати, именно Денис Спиридонович Калмыков стал автором морских «Генеральных сигналов» (способа передачи информации между кораблями с помощью флагов и вымпелов), изданных в 1742 году, переработав устаревшую систему сигналов.
Калмыков был автором генеральных сигналов. /Фото:visualrian.ru
Увы, в большинстве словарей происхождение контр-адмирала Дениса Калмыкова указано коротко «из детей боярских». Тем не менее, знаменитая история о барине и слуге до сих пор не забыта, и упоминания об этом удивительном факте то и дело встречаются в документальных источниках. Скорее всего, при составлении биографии адмирала-дворянина историки прошлых лет решили не указывать о его недворянском происхождении, и «калмыцкий след» постепенно был забыт.
Что касается практики отправлять студентов на обучение за рубеж, то она существовала в России и до Петра. В продолжение темы - о том, в какие страны отправляли студентов со времен Ивана Грозного и чему их учили.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: