Вокруг света   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0

Николь Клико и самый новогодний напиток

Николь Клико и самый новогодний напиток

Когда-то шампанское считалось уделом простолюдинов, но Николь Барб Клико-Понсардэн сумела превратить дешевое вино с мутным осадком в элитный напиток с изысканным вкусом. Вдова Клико смогла убедить в этом не только французов – в XIX в. она одержала полную победу и над русскими аристократами. Проспер Мериме писал: «Мадам Клико напоит Россию. Здесь ее вино называют «Кликовское» и никакого другого знать не хотят». Как же удалось француженке завоевать Россию?


Вдова Клико и ее знаменитое шампанское

Вдова Клико и ее знаменитое шампанское

В 1798 г. дочь предприимчивого буржуа Николь Понсардэн вышла замуж за сына другого известного предпринимателя Франсуа Клико. Так было положено начало семейному бизнесу: у отца невесты были виноградники, у отца жениха – винокурни. Но в 1805 г. муж Николь скоропостижно скончался и, к удивлению окружающих, его дело продолжила молодая вдова.

Знаменитое шампанское

Знаменитое шампанское

В те времена женщин вообще неохотно пускали в винные погреба, говорили: едва женщина приблизится к подвалам, вино превратится в уксус. Искусство виноделия издавна считалось сугубо мужским занятием. Но Николь это не смущало. Название компании «Клико и сын» она поменяла на «Вдова Клико-Понсардэн» и активно взялась за дело.

Николь Клико и ее виноградники

Николь Клико и ее виноградники

Николь Клико придумала, как избавить вино от мутного осадка: в течение 2-3-х месяцев бутылки держали горлышком вниз под определенным углом. Осадок скапливался в горлышке бутылки, его замораживали и аккуратно доставали. В результате шампанское стало прозрачным. Кроме того, вдова разработала ярко-оранжевую этикетку, украшенную гербом семейства Клико, что несомненно привлекало внимание покупателей.

Этикетка, разработанная вдовой Клико

Этикетка, разработанная вдовой Клико

Через 10 лет, когда напиток завоевал популярность во Франции, вдова Клико принялась штурмовать Россию. Поражение Наполеона неожиданно стало победой Клико. После того, как русские войска вошли во Францию и опустошили погреба вдовы, она снарядила в Петербург корабль «Добрые намерения» с 25 тысячами бутылок своего шампанского. В России товар тут же раскупили по невероятной цене – 12 рублей за бутылку (корова стоила дешевле). Этот хитрый маркетинговый ход с лихвой покрыл ее убытки от разоренных погребов.

Николь Барб Клико-Понсардэн

Николь Барб Клико-Понсардэн

Русские аристократы закупали шампанское на год вперед, сам Александр I питал слабость к этому напитку. В светском обществе игристое вино называли «веселой вдовой» или «кликовским», в купеческих кругах – «щипаньским» (за нос щиплет). Одно время почти вся продукция винодельни Клико уходила в Россию.

Самый популярный напиток в России XIX века

Самый популярный напиток в России XIX века

Одна из экспозиций в Музее вдовы Клико

Одна из экспозиций в Музее вдовы Клико

Конкуренты недоумевали по поводу невероятного успеха компании «Вдова Клико-Понсардэн» в России. Чем только ни объясняли ее триумф – например, тем, что фамильный герб супругов Кликов напоминал якорь – герб Санкт-Петербурга.

Знаменитое шампанское

Знаменитое шампанское

Николь Клико не обращала внимания на завистников и продолжала трудиться. Замуж она больше не вышла, все силы вкладывала в свое дело. Ее девизом было «шампанское Клико может быть только одного качества – лучшего!». До самой смерти – до 89 лет – энергичная женщина заботилась о винодельне.

Николь Барб Клико-Понсардэн

Николь Барб Клико-Понсардэн

Самый новогодний напиток

Самый новогодний напиток

А с историей другого, не менее популярного в России напитка можно ознакомиться здесь: 10 интересных фактов о русской водке

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








57463
31.12.2015 10:04
В закладки
Версия для печати




Смотрите также