20.09.2021 16:21
Гений театра, создатель уникального театрального стиля Роман Виктюк явился к нам из сказки. Стопроцентное доказательство тому - «Ягуар», пьеса-посвящение великому мастеру, представленная широкой аудитории начинающим и смелым драматургом Максимом Миловановым.
Где-то в Виктюковском закулисье
Наконец-то появилась разгадка, откуда он взялся - этот неповторимый Роман Виктюк? Гений театра, создатель собственного уникального стиля явился к нам из сказки, из параллельной реальности, из мира зверей в обличье ягуара.
Тому, кто не знает Романа Виктюка, не знаком с его творчеством, подобное объяснение покажется шуткой. Те же, кто (как ваш покорный слуга) его знал, скажут, что это, пожалуй, единственное правдоподобное объяснение. О чем-то таком догадался и автор пьесы «Ягуар» Максим Милованов. Он совершил любопытную вылазку в мистическое «Виктюковское закулисье», в царство теней.
К большому сожалению, около года назад Роман Виктюк скончался, оставив всех своих друзей, учеников и поклонников в недоуменных сомнениях: смерть ли это или же очередной гениальный перформанс мастера, смена сцен, актеров, декораций?
Автор «Ягуара» на страницах своего официального сайта, касаясь истории создания пьесы, пишет следующее: «Он (Виктюк) словно явился и приказал срочно писать пьесу. Писалось легко, как на крыльях. Работа длилась всего восемьдесят дней».
Надо отдать должное автору, «Виктюковское закулисье» раскрыто увлекательно, с выдумкой. Начнем с того, что в пьесе вообще нет людей. Главные герои - звери. Как в «Маугли». И пересечений с «Маугли» очень много. Поначалу сюжет похож на «наш ответ товарищу Киплингу», но так только поначалу. Раскрытие темы «люди и звери» получилось глубоким.
Из жизни кошек и собак
Как и в «Маугли», соперник главного героя - Тигр. Современный и очень узнаваемый Тигр. Иногда даже слишком. Узнаваемы и все верноподданные тигра. Орлы о двух головах, президенты и цари зверей, пантеры-феминистки, «независимые» рыси-журналистки, гепарды-беспилотники и целая куча пушистых зверушек-льготников, греющихся возле трубопроводов, газовых горелок и прочих теплых мест. Оттого есть в подзаголовке одна ремарка о «смелом драматурге».
Произведение действительно смелое, остросатирическое, новаторское. И это первое и важнейшее совпадение с Виктюком. Скреп с его неудержимым новаторскими талантом, порой переходящим в магическое, опутывающее, творческое безрассудство. Сколько раз Виктюк слышал фразу: «Этот спектакль никогда не будет поставлен». Но ставил и ставил все новое, революционное, бунтарское, вопреки всему.
Понятно, что в ближайшее время «Ягуар» будет вынужден бродить по театральным андеграундным задворкам. Больших площадок не видать до тех пор, пока не состарятся, не уйдут на пенсию все описанные в пьесе «системообразующие пушистики». Только если вдруг на тропе ягуара встретится режиссер-смельчак. Как когда-то сам Виктюк повстречал в студенческом театре МГУ пьесу «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской, поставил ее и всколыхнул тогдашнее театральное болото.
Восток - Запад, кто кого?
Касаемо главных сюжетных и одновременно геополитических перипетий хочется сказать следующее. Пьесу мне дал прочитать один старинный приятель, театрал в душе и эксперт-международник по профессии. Из тех, что, как говорится, в мейнстриме. «Ты посмотри, как оно там про извечную войну востока и запада, как лаконично, как емко», – восторгался он.
Нельзя не согласиться. Действительно, противостояние запада и востока описано метафорично, но в то же время исчерпывающе и фундаментально. Разъяснения даны лучше любого главы МИД или энциклопедии. Хороши антуражи-метафоры: дождливые душные джунгли против бескрайней солнечной саванны. Исчерпывающи детали-акценты: цилиндрические шляпы против платков и саблезубых клинков.
Игра актеров тоже вызывает восхищение! Акцентирую внимание на данном обороте речи. Здесь нет ошибки, «пишется, как слышится», именно «игра актеров»! Потому что во время чтения картинка в голове, словно живая, как во время живого спектакля. Присутствует эффект погружения. Образы героев живые, харизматичные, выверенные, запоминающиеся.
Находки и открытия
Есть отличные находки. Например, монологи одной из главных героинь, танцовщицы кабаре Пумы. На протяжении всей пьесы пума не произносит ни слова. Она изъясняется языком танца. Все остальные герои время от времени переводят смысл ее танцев, но каждый по-своему. На свой эмоциональный и национальный манер.
И в этом танцевальном орнаменте, в разности переводов зашита вся наша с вами внутренняя и международная политика, все наши междоусобицы и разногласия, все толерантности и расовые нетерпимости, все страхи и фобии.
До мурашек сцена казни, когда танцовщицу Пуму забрасывают или же не забрасывают камнями. Автор указал в ремарке, что перед спектаклем зрителям необходимо раздать бутафорские камни. Лично я противник всяких интерактивов во время спектаклей. Они редко удаются, скорее отвлекают. Но в данном случае многое бы отдал за то, чтобы увидеть: станут или не станут зрители бросать в Пуму камни.
Виктюк, вернись!
Так и хочется крикнуть из зала: «Виктюк, вернись! Такое можешь поставить только ты!» Потому что фабула сверхостра и сверхэмоциональна! Запад или восток, царь или президент, тирания или свобода, эротика или хиджаб, джунгли или саванна, кошки или собаки! Вечные противостояния, в эпицентре которых революционер, гений, творец Ягуар.
На главном герое тоже стоит остановиться. Автор недвусмысленно намекает, что Ягуар – это сам Виктюк. Все привыкли к тому, что театральные режиссеры - это такие ботаники не от мира сего. Шаблон разрушен! Ягуар в пьесе - безжалостный к себе и другим творец, по-хорошему хищный творец.
Цитата из пьесы: «Благодаря своему уникальному окрасу Ягуар полностью сливается с саванной. Жертва Ягуара замечает его лишь за мгновение до смерти. Коварна и извилиста тропа, ведущая его к дому света».
Да почему бы и нет! Создатель собственного стиля, собственной режиссерской, сценической, театральной идеологии! Разве не такие, не хищные они, эти гении и творцы?
А где же памятник нерукотворный?
Из недостатков. История не сложившейся любви персонажей второго плана, журналистки Рыси и царя зверей Льва подразумевает «второе дно». Их непростые взаимоотношения символизируют кризис самоопределения: либо свобода прессы, либо зависимость прессы от власти. Увы, тема до конца не проработана. Автор был явно увлечен иными сюжетными поворотами. Мне как журналисту немного жаль.
Всем известно пристрастие Романа Виктюка к экстравагантной, яркой одежде. В частности, к пиджакам броской расцветки. Да, обложка пьесы стилизована под пиджак ягуаровой окраски. Но именно такого в гардеробе
мастера как раз замечено не было. Хотя, возможно, именно такой пиджак он надевал в самых крайних, редких случаях. Например, для решающих баталий.
Немного не про саму пьесу, но ею навеянное. Странно, что пока в честь режиссера, внесенного в список пятидесяти самых выдающихся людей планеты, оказавших наибольшее влияние на вторую половину XX века не названо ни одной улицы, не воздвигнуто ни одного памятника. Кажется были планы установить мемориальную табличку, но пока лишь планы.
Пока есть только вот эта пьеса-посвящение. Возможно, сам мастер и порадовался бы именно такой форме памяти о нем. Но, как же коллеги, почитатели, театральное сообщество? Неужели на этом все?
«Бойтесь творцов, не знающих пощады. Творцов, придумавших законы драмы. Герои гибнут, вот драмы обязательный закон», - говорит главный герой Ягуар. Словно напророчил! Мастера больше нет, но на страницах пьесы мастер снова как будто с нами! Ни пуха, ни пера тебе, Ягуар!
Материал Анатолия Азина. Фото Катерины Улитиной
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!
Смотрите также
- Принятие наследства в России: процедура, особенности и необходимые документы 24.09.2024
- Парки Домодедово: Передовые парки Московской области 10.07.2024
- Чем привлекает зрителей новый российский фильм «Лёд 3» 23.04.2024
- Почему аниме набирает популярность в России 8.01.2024
- Как переехать в Испанию из России 23.12.2023