19.07.2022 23:25
К произведениям искусства, созданным несколько веков назад, во всём мире относятся очень бережно. Для их хранения создают специальные условия, поддерживают постоянную температуру и влажность в помещениях, где они находятся, оберегают от любых вибраций и встрясок, а время от времени проводят осмотры и реставрации, чтобы избежать разрушения. Однако недавно руководство Третьяковской галереи позволило перевезти уникальную икону Андрея Рублёва.
Неповторимая «Троица»
На сегодняшний день «Троица» считается одной из самых прославленных русских икон. Она была написана Андреем Рублёвым ещё в XV веке и стала одним из самых знаменитых его произведений. Сведений о самом иконописце очень мало, а все биографические данные о нём разрозненны и приблизительны, даже дата рождения обозначена расплывчато: возможно, в конце 1340-х годов, но не позднее 1370-го.
Точно известно, что Андрей Рублёв, принявший монашеский постриг до 1405 года, принимал участие в росписи нескольких соборов. Примерно в 1411 или в 1425 – 1427 годах и была создана его «Троица», представляющая собой вертикальную доску с изображением трёх ангелов, сидящих за жертвенником. В основу положен библейский ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама».
Опасное путешествие
Икона хранится в Третьяковской галерее, и её стараются не то что не перевозить, но даже не переносить с места на место, так как этот шедевр, созданный несколько веков назад, очень хрупкий. Тем не менее, икону неоднократно пытались передать церкви или хотя бы вывезти на богослужения. И всякий раз специалисты Третьяковки доказывали, что нанесённый при перемещении «Троицы» вред может оказаться попросту невосполним. Однако в этом году по личному ходатайству патриарха Кирилла икону привезли в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
При перевозке в лавру соблюдались все необходимые меры предосторожности, а наблюдали за процессом представители Третьяковской галереи, но специалисты всё равно выразили свою крайнюю озабоченность. В лавре «Троица» находилась в специальной климатической капсуле, исключавшей перепад температур, повышение или понижение уровня влажности, оседание пыли и прочее. И всё же эксперты уверены, что икону перевозить было нельзя, ведь малейшая вибрация может вызвать разрушение красочного слоя.
Тем более что «Троица» уже пережила несколько реставраций, в результате которых от первоначальной иконы уже осталось не так и много. Обновления происходили путём записи свежей краской, а в начале XX века реставратор Василий Гурьянов проводил глубокую реставрацию, для чего даже вынимал икону из оклада, снимал более поздние слои краски, однако уничтожил и часть, написанную Рублёвым. Впоследствии реставраторы пытались отделить элементы, созданные Андреем Рублёвым, от тех, что были сделаны не его рукой, но это оказалось невозможно.
В 1929 году икона попала в Третьяковскую галерею, где хранится до сих пор, а специалисты следят за сохранностью шедевра. Периодически с целью исследования и оценки состояния иконы собирается реставрационный совет, который считает состояние произведения XV века в целом хорошим, но при этом предупреждает о максимально аккуратном с ним обращении ввиду его возраста. В этом году икону всё же выставили в лавре, а посмотреть на святыню пришли тысячи паломников. 19 июля икона вернулась в Третьяковку, и специалистам предстоит оценить, насколько тяжело перенесла «Троица» столь опасное путешествие. Пока что никаких повреждений не выявлено, на первый взгляд, ухудшения состояния не произошло. Правда, теперь сотрудникам отдела древнерусской культуры придётся исследовать икону с помощью современных методов и средств.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!