22.01.2022 17:22
Жанр исторического детектива не так уж экзотичен в литературе бывшего Советского Союза, а ныне ‒ России. Пожалуй, у нас он даже более распространен, нежели в других странах, где развивался давно и плодотворно. Для начала нашего исследования следует дать определение этому направлению. Исторический детектив ‒ это поджанр детектива, события которого разворачиваются в прошлом. Также допускается прием, когда современный сыщик занят расследованием событий и преступлений из далекого прошлого. По сути это исторический роман с детективной сюжетообразующей линией.
В нашей стране исторический детектив развивался довольно успешно, рождая занятные произведения о древней, новой и новейшей истории России и республик бывшего Союза. Оно и понятно ‒ история освоения этого огромного пространства содержит множество «темных пятен», насыщена событиями, дающими пытливому исследователю богатейшую пищу для обобщения и осмысления, творческих поисков и интересных сюжетов. Чем всегда и пользовались наиболее продвинутые авторы.
К истокам поджанра относятся аутентичные романы и «уголовные рассказы», созданные в XIX веке Николаем Ахшарумовым и Александром Шкляровским. Эти писатели по праву считаются основателями русского уголовного романа. Эстафету более чем удачно приняли Роман Антропов (цикл романов о сыщике Иване Путилине), Юлиан Семенов (цикл романов о советской разведке), братья Вайнеры (Визит к Минотавру, Эра милосердия).
Однако с середины 80-х годов XX века популярность исторического детектива в нашей стране стала угасать, а затем на десятилетие и вовсе пропала. Справедливости ради, следует уточнить, что в 90-е годы спрос на книжную продукцию вообще был невелик ‒ денежный голод позволял смотреть в сторону книжных прилавков лишь в том случае, если семья потенциального читателя была сыта, обута и одета. Единственным исключением тогда стали книги фантастического жанра ‒ в СССР они долгое время считались огромной редкостью и, воспользовавшись свалившейся свободой, первые частные издатели кинулись перепечатывать всю зарубежную фантастику, включая самую низкосортную.
О возрождении жанра исторического детектива заговорили в середине нулевых. Леонид Юзефович, Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) и Валерий Жмак ‒ вот три столпа российской литературы, непосредственно «приложивших руку» к появлению лавинообразного интереса к почти забытой теме.
Леонид Юзефович избрал самый простой путь, вновь оживив великого русского сыщика Ивана Дмитриевича Путилина. Как сказал сам писатель: «Знаменитый в свое время сыщик Иван Путилин при жизни был фигурой загадочной и легендарной ‒ не то полицейский Дон Кихот, не то русский Лекок. Образ его безнадежно расплылся между этими двумя полюсами, реальный человек перестал существовать. К тому же за сорок лет, в которые он ловил воров и убийц, никому из газетных репортеров ни разу не удалось взять у него интервью… Приняв эстафету от Соронова и Романа Антропова, я написал романы: «Триумф для Венеры» («Ситуация на Балканах»), «Знак семи звезд», «Князь ветра» и др.» Романы неплохие, но как нам кажется, в них серьезно хромает политическая трактовка ситуации. И не только на Балканах.
Борис Акунин в своих произведениях сделал упор на художественную составляющую. Созданные им серии «Новый детектив», «Провинциальный детектив», «Приключения магистра» написаны изящным и в то же время доступным языком. Романы изобилуют художественным вымыслом, однако каркас, на который нанизаны сюжеты, все же завязан на реальную историю соответствующей эпохи.
Романы Валерия Жмака, будь то серия о московских сыщиках или знаменитые новеллизации о советских космонавтах (Время первых) и морячках (Ледокол), о легендарном футбольном вратаре (Лев Яшин) или о герое Второй Мировой войны (Летчик Девятаев), являются образчиками исторической достоверности. В одних его произведениях авторский вымысел сведен к минимуму, в других присутствует лишь для того, чтобы заполнить белые пятна в судьбах главных героев. Осмысленное и глубокое знание описываемой эпохи, трогательное внимание к деталям и мелочам, прекрасные сюжеты и легкий язык ‒ вот отличительные черты всех произведений Валерия Жмака. Издающаяся с 2019 года серия «Тревожная весна 45-го. Послевоенный детектив» является образцом современного исторического детектива. И главная заслуга возрожденного жанра, безусловно, принадлежит ее ведущему автору.
Автор: Петр ЗиньковПонравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!
Смотрите также
- Героизм на экране: советские военные фильмы о подвиге русского народа 29.05.2024
- Что такое ранобэ, и чем ранобэ отличается от манги 6.07.2023
- Михаил Тюркин в истории ХК «Динамо» 26.05.2023
- Почему чтение полезно для детей: В каком возрасте надо начинать учить чтению 18.05.2023
- Впервые за 6 лет Харуки Мураками издал свою новую книгу 13.04.2023