Новости

  RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен



22.01.2022 17:22
510
О возрождении любимого жанра

Жанр исторического детектива не так уж экзотичен в литературе бывшего Советского Союза, а ныне ‒ России. Пожалуй, у нас он даже более распространен, нежели в других странах, где развивался давно и плодотворно. Для начала нашего исследования следует дать определение этому направлению. Исторический детектив ‒ это поджанр детектива, события которого разворачиваются в прошлом. Также допускается прием, когда современный сыщик занят расследованием событий и преступлений из далекого прошлого. По сути это исторический роман с детективной сюжетообразующей линией.

В нашей стране исторический детектив развивался довольно успешно, рождая занятные произведения о древней, новой и новейшей истории России и республик бывшего Союза. Оно и понятно ‒ история освоения этого огромного пространства содержит множество «темных пятен», насыщена событиями, дающими пытливому исследователю богатейшую пищу для обобщения и осмысления, творческих поисков и интересных сюжетов. Чем всегда и пользовались наиболее продвинутые авторы.

Советский послевоенный детектив

К истокам поджанра относятся аутентичные романы и «уголовные рассказы», созданные в XIX веке Николаем Ахшарумовым и Александром Шкляровским. Эти писатели по праву считаются основателями русского уголовного романа. Эстафету более чем удачно приняли Роман Антропов (цикл романов о сыщике Иване Путилине), Юлиан Семенов (цикл романов о советской разведке), братья Вайнеры (Визит к Минотавру, Эра милосердия).

Однако с середины 80-х годов XX века популярность исторического детектива в нашей стране стала угасать, а затем на десятилетие и вовсе пропала. Справедливости ради, следует уточнить, что в 90-е годы спрос на книжную продукцию вообще был невелик ‒ денежный голод позволял смотреть в сторону книжных прилавков лишь в том случае, если семья потенциального читателя была сыта, обута и одета. Единственным исключением тогда стали книги фантастического жанра ‒ в СССР они долгое время считались огромной редкостью и, воспользовавшись свалившейся свободой, первые частные издатели кинулись перепечатывать всю зарубежную фантастику, включая самую низкосортную.

О возрождении жанра исторического детектива заговорили в середине нулевых. Леонид Юзефович, Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) и Валерий Жмак ‒ вот три столпа российской литературы, непосредственно «приложивших руку» к появлению лавинообразного интереса к почти забытой теме.

Исторический детектив

Леонид Юзефович избрал самый простой путь, вновь оживив великого русского сыщика Ивана Дмитриевича Путилина. Как сказал сам писатель: «Знаменитый в свое время сыщик Иван Путилин при жизни был фигурой загадочной и легендарной ‒ не то полицейский Дон Кихот, не то русский Лекок. Образ его безнадежно расплылся между этими двумя полюсами, реальный человек перестал существовать. К тому же за сорок лет, в которые он ловил воров и убийц, никому из газетных репортеров ни разу не удалось взять у него интервью… Приняв эстафету от Соронова и Романа Антропова, я написал романы: «Триумф для Венеры» («Ситуация на Балканах»), «Знак семи звезд», «Князь ветра» и др.» Романы неплохие, но как нам кажется, в них серьезно хромает политическая трактовка ситуации. И не только на Балканах.

Борис Акунин в своих произведениях сделал упор на художественную составляющую. Созданные им серии «Новый детектив», «Провинциальный детектив», «Приключения магистра» написаны изящным и в то же время доступным языком. Романы изобилуют художественным вымыслом, однако каркас, на который нанизаны сюжеты, все же завязан на реальную историю соответствующей эпохи.

Советский послевоенный детектив

Романы Валерия Жмака, будь то серия о московских сыщиках или знаменитые новеллизации о советских космонавтах (Время первых) и морячках (Ледокол), о легендарном футбольном вратаре (Лев Яшин) или о герое Второй Мировой войны (Летчик Девятаев), являются образчиками исторической достоверности. В одних его произведениях авторский вымысел сведен к минимуму, в других присутствует лишь для того, чтобы заполнить белые пятна в судьбах главных героев. Осмысленное и глубокое знание описываемой эпохи, трогательное внимание к деталям и мелочам, прекрасные сюжеты и легкий язык ‒ вот отличительные черты всех произведений Валерия Жмака. Издающаяся с 2019 года серия «Тревожная весна 45-го. Послевоенный детектив» является образцом современного исторического детектива. И главная заслуга возрожденного жанра, безусловно, принадлежит ее ведущему автору.

Автор: Петр Зиньков

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


Смотрите также








Самое интересное

«Крестьянку» забрал Ватикан, «Рабочего и колхозницу» хотела заполучить Франция, но скульптор осталась верна СССР: Вера Мухина
0
Хрущев не признавал его творчество, а он добился мирового успеха и поставил генсеку памятник: Эрнест Неизвестный
0
За что вор в законе прислал ящик коньяка актерам «Места встречи…»,  почему ссорились Жеглов и Шарапов  и что ещё осталось за кадром
0
Удивительный розовый не жемчуг по баснословной цене: витые моллюски создают редкостную красоту
0
Чего боялся больше всего и о чем предпочитал молчать «молчал тот самый Мюнхгаузен» Олег Янковский
0
Зелёные губы, голубые щеки: почему киноактрисы и дикторы прошлого века использовали косметику странных цветов
0
Его идеи поразили самого Гитлера: Как любитель древней истории Гиммлер создавал деревни «истинных арийцев»
0
Кому Сталин отдал лучший дворец, когда расселял гостей Ялтинской конференции, а для кого заготавливал коньяк
0
Как стала «рваная одежда» стала супермодной и что означает это течение
0
Какой русский «плохо пахнущий продукт» предпочитала Екатерина II кулинарным изыскам, и что готовили во дворце для гостей
0
Мир управляется случайно и по законам вероятности: теория русского гения Андрея Колмогорова
0
Какой была коррупция при Сталине и как за неё наказывали: Воровство свиней и не только
0
Ментальные проблемы любимых героинь советского кино, которые требуют визита к психологу: мазохистка, созависимая и не только
0
Какие беды 50 лет преследуют музыкантов группы Iron Maiden, и как легендарные металлисты остаются на пике популярности
0
Марк Захаров выгнал зятя из театра и лишил квартиры, а он стал отцом в 70 лет с женщиной младше на 33 года: Владимир Стеклов
0
Как китайский мальчик из бедной семьи стал самым читаемым фантастом наших дней: Лю Цысинь
0
Гоголь описывал галлюцинации, а Бетховен писал музыку в такт аритмии: 7 гениев, которым помогали творить их болезни
0
Как немецкий рэпер перепел песню из «Чебурашки» и набрал миллионы просмотров, и Почему обиделись наследники Шаинского
0
«Злые тётки» за прилавком: 4 причины, почему советские продавцы были такими вредными и раздражительными
0
Не женился до 40 и жил с мамой: За кого выходит замуж замуж единственная внучка Олега Янковского
0
Веселил других, а сам страдал: Испытания и потери главного лоботряса советского кино Алексея Смирнова
0
Рисовала, даже когда ослепла, а через 20 лет после смерти её цветы на картине продали за $44 миллиона
0
Похоронил 2 жен, а любовницам дарил детей, квартиры и стихи: Как баловал своих 4 любовниц товарищ Сталин
0
Бес опечатки: особенности советской цензуры или что грозило редакторам и цензорам за обычные опечатки?
0
«Хочу сбежать от реальности»: Как сегодня живет Диана Гурцкая, которая год назад похоронила мужа
0
Как снег из опилок в «Гусарской балладе» чуть не сорвал съемки и другие закадровые секреты советского кино
0
Как древние статуи греческого Парфенона оказались в Англии и др истории похищенных ценностей
0
Как на Земле появились цыгане, и в Чём главный секрет загадочного кочевого народа
0
Почему сына Александра Маршала не взяли на передовую, дочь из США с ним в ссоре, а сам он не смог похоронить маму и сестру из Киева
0
Что черный ящик нашли ученые в древнем городе ацтеков, и чем эта находка так их поразила
0