Новости

  RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен



22.01.2022 17:22
558
О возрождении любимого жанра

Жанр исторического детектива не так уж экзотичен в литературе бывшего Советского Союза, а ныне ‒ России. Пожалуй, у нас он даже более распространен, нежели в других странах, где развивался давно и плодотворно. Для начала нашего исследования следует дать определение этому направлению. Исторический детектив ‒ это поджанр детектива, события которого разворачиваются в прошлом. Также допускается прием, когда современный сыщик занят расследованием событий и преступлений из далекого прошлого. По сути это исторический роман с детективной сюжетообразующей линией.

В нашей стране исторический детектив развивался довольно успешно, рождая занятные произведения о древней, новой и новейшей истории России и республик бывшего Союза. Оно и понятно ‒ история освоения этого огромного пространства содержит множество «темных пятен», насыщена событиями, дающими пытливому исследователю богатейшую пищу для обобщения и осмысления, творческих поисков и интересных сюжетов. Чем всегда и пользовались наиболее продвинутые авторы.

Советский послевоенный детектив

К истокам поджанра относятся аутентичные романы и «уголовные рассказы», созданные в XIX веке Николаем Ахшарумовым и Александром Шкляровским. Эти писатели по праву считаются основателями русского уголовного романа. Эстафету более чем удачно приняли Роман Антропов (цикл романов о сыщике Иване Путилине), Юлиан Семенов (цикл романов о советской разведке), братья Вайнеры (Визит к Минотавру, Эра милосердия).

Однако с середины 80-х годов XX века популярность исторического детектива в нашей стране стала угасать, а затем на десятилетие и вовсе пропала. Справедливости ради, следует уточнить, что в 90-е годы спрос на книжную продукцию вообще был невелик ‒ денежный голод позволял смотреть в сторону книжных прилавков лишь в том случае, если семья потенциального читателя была сыта, обута и одета. Единственным исключением тогда стали книги фантастического жанра ‒ в СССР они долгое время считались огромной редкостью и, воспользовавшись свалившейся свободой, первые частные издатели кинулись перепечатывать всю зарубежную фантастику, включая самую низкосортную.

О возрождении жанра исторического детектива заговорили в середине нулевых. Леонид Юзефович, Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) и Валерий Жмак ‒ вот три столпа российской литературы, непосредственно «приложивших руку» к появлению лавинообразного интереса к почти забытой теме.

Исторический детектив

Леонид Юзефович избрал самый простой путь, вновь оживив великого русского сыщика Ивана Дмитриевича Путилина. Как сказал сам писатель: «Знаменитый в свое время сыщик Иван Путилин при жизни был фигурой загадочной и легендарной ‒ не то полицейский Дон Кихот, не то русский Лекок. Образ его безнадежно расплылся между этими двумя полюсами, реальный человек перестал существовать. К тому же за сорок лет, в которые он ловил воров и убийц, никому из газетных репортеров ни разу не удалось взять у него интервью… Приняв эстафету от Соронова и Романа Антропова, я написал романы: «Триумф для Венеры» («Ситуация на Балканах»), «Знак семи звезд», «Князь ветра» и др.» Романы неплохие, но как нам кажется, в них серьезно хромает политическая трактовка ситуации. И не только на Балканах.

Борис Акунин в своих произведениях сделал упор на художественную составляющую. Созданные им серии «Новый детектив», «Провинциальный детектив», «Приключения магистра» написаны изящным и в то же время доступным языком. Романы изобилуют художественным вымыслом, однако каркас, на который нанизаны сюжеты, все же завязан на реальную историю соответствующей эпохи.

Советский послевоенный детектив

Романы Валерия Жмака, будь то серия о московских сыщиках или знаменитые новеллизации о советских космонавтах (Время первых) и морячках (Ледокол), о легендарном футбольном вратаре (Лев Яшин) или о герое Второй Мировой войны (Летчик Девятаев), являются образчиками исторической достоверности. В одних его произведениях авторский вымысел сведен к минимуму, в других присутствует лишь для того, чтобы заполнить белые пятна в судьбах главных героев. Осмысленное и глубокое знание описываемой эпохи, трогательное внимание к деталям и мелочам, прекрасные сюжеты и легкий язык ‒ вот отличительные черты всех произведений Валерия Жмака. Издающаяся с 2019 года серия «Тревожная весна 45-го. Послевоенный детектив» является образцом современного исторического детектива. И главная заслуга возрожденного жанра, безусловно, принадлежит ее ведущему автору.

Автор: Петр Зиньков

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


Смотрите также








Самое интересное

Как вор в законе получил 2 боевых ордена, а после войны стал «отцом рэкета» в России: Виражи Толика Черкаса
0
Как в ГДР перенимали опыт советских чекистов: Доведение до суицида, слежка и тотальный контроль Штази
0
Почему в Италии не убирают с улиц старые питьевые фонтанчики насони, и Как их используют сегодня
0
Самый громкий и смертоносный звук в истории, который в 1883 году облетел планету четыре раза: Какие сюрпризы снова готовит остров Кракатау
0
Почему отказывается отмечать свое 80-летие отшельница-староверка из тайги Агафья Лыкова, и Как ей живется теперь
0
Каких девушек на Руси держали в заточении в тереме, почему избегали худых и др тонкости браков в старину
0
О чем рассказал ученым рисунок кабана, оставленный древними 51 200 лет назад, и Как это открытие повлияет на историю
0
Куклы из ослиной кожи, жертвоприношения, ритуал благодарности: Что происходит за кулисами китайского театра теней
0
Мог позволить себе самые дорогие деликатесы, а ел картошку да перловку: Любимые блюда императора Николая II и его семьи
0
Почему не общаются законная и внебрачная дочери Николая Ерёменко, и Как живут они через 23 года после его ухода
0
В чем секрет японской «моттаинай», и действительно ли она может спасти нашу планету
0
О нем мечтали миллионы женщин, а жена изменяла ему и делала аборты: До чего Георгия Юматова довела слепая любовь
0
Как отец и сын лечили русских императоров, и Почему Боткина-младшего расстреляли вместе с царской семьей
0
Почему мечтал стать кентавром, и Чего ещё не знают зрители о главном зоологе страны Николае Дроздове
0
Нагиев «живет как шейх», Блиновская ездит в Дубай, как на дачу: Какой недвижимостью в Арабских Эмиратах владеют 7 российских знаменитостей
0
Как снимали последний советский фильм «Сердца трех» и почему пришлось брать 1 миллион в банке, чтобы он вышел на экраны
0
Как концерт в Красноярске стал «главным позором Глюкозы», и Почему её оправдания разозлили Макса Фадеева
0
Как  немцы прорывались к лучшей жизни через Берлинскую стену: таран поездом, побег по высоковольтной линии и не только
0
Кого на Руси заставляли целовать козла, кому посыпали голову пеплом и зачем «солили» девушек: Ритуальные бесчинства в былые времена
0
Ушёл от жены с детьми и женился на казашке на 23 года младше, которая родила ему ещё 3-х: Виражи любви «уральского пельменя» Дмитрия Соколова
0
Слыл бабником, но 30 лет был верен одной женщине: Почему коллеги не пришли на похороны 58-летнего Дениса Карасёва из «Дальнобойщиков»
0
Как появились загадочные овощные портреты Джузеппе Арчимбольдо и в чем секрет его прижизненной славы?
1
Почему сбежала из дома жена красного командира Чапаева, и как клятва другу испортила ему жизнь: Каким был в реальной жизни герой анекдотов
0
Жила в видом на Кремль, а оказалась на лесоповале: Виражи судьбы актрисы-красавицу Валентины Токарской, которой подражала сама Орлова
0
За что американцы осудили Дарвина и почему запретили научную теорию происхождения человека
0
Как советская шахматистка сбежала в США, хотя боролась вовсе не за свободу: Поиска счастья Елены Ахмыловской
0
Похоронил 21-летнюю жену, крутил роман с 15-летней крепостной, бежал от отца в Европу: За что Петр I приговорил сына к смертной казни
0
Зачем профессор Мечников заражал себя смертельными болезнями и Какие советы давал, чтобы жить до 100 лет
0
Кто стал прототипом «Спящей красавицы» из сказки Шарля Перро, и Почему эта история совсем недобрая
0
Зачем бинтовали фараонов и выбрасывали их мозг: как хоронили царей в Древнем Египте
0