1.09.2024 23:46
В Национальном музее в Кракове Леонардо да Винчи теперь может подарить вам свой запах. Свежий мускус старой книги. Сладковатый запах духов возлюбленной на воротнике пальто.
Запахи усиливают наши переживания и связывают нас с объектами, их воображаемые воспоминания проникают в наше подсознание. Но насколько далеко наше обоняние может завести нас, когда дело касается восприятия шедевров? Можем ли мы, например, действительно почувствовать, что мы были там, когда была впервые создана «Дама с горностаем»?
Группа исследователей из Польши и Словении пытается выяснить это, разработав ароматизированную ручку для картины Леонардо да Винчи XV века, которую посетители Национального музея в Кракове теперь могут понюхать, глядя в глаза Чечилии Галлерани.
«Учреждения часто воспринимают запахи, исходящие от объектов, как ненужную информацию, а возможно, даже как нежелательное загрязнение. Однако отныне посетители смогут исследовать запах исторических объектов совершенно новым и малоизученным способом. Этот проект действительно новаторский», — говорит Эльжбета Зигер, главный реставратор Национального музея в Кракове.
Разработанная с помощью химического анализа, ручка пытается воспроизвести запах самого объекта. «Мы можем ощутить текстуру орехового дерева, поскольку в качестве основы картины использовалась ореховая доска, и запах масляной живописи», — говорит Томаш Савощук, ведущий научный сотрудник проекта в Краковском экономическом университете. «Это очень приятный запах исторического музея», — добавляет он, также подчеркивая, что достаточно одного легкого вдоха, максимум двух. Карандаш также приходится менять каждые 3–4 недели: «Через месяц запах уже не тот».
Так появилась первая в мире библиотека запахов исторических объектов. В рамках проекта Odotheka, первой в мире библиотеки запахов исторических объектов, команда Савощука работает в сотрудничестве с коллегами из Люблянского университета и Словенского национального музея над воссозданием запахов девяти других объектов, имеющих большое значение для польского и словенского наследия.
Среди них будет табакерка, принадлежавшая национальному поэту Словении Франку Прешерну, и гигиенический порошок, произведенный в Кракове в 1920-х годах, который получил золотую медаль на выставке в Париже и рекламировался в газетах Полой Негри, голливудской звездой польского происхождения.
Проект был инициирован в 2021 году после того, как Национальный музей в Кракове попросил Савощук оценить качество воздуха внутри стеклянного корпуса, где хранилась «Дама с горностаем». «Я просто подумал: хорошо, я один из немногих людей в мире, кто может приблизиться к объекту без всякого стекла, и было бы здорово собрать запах этой картины и вынести его».
Хотя все изначально имеет запах, он также со временем меняется в зависимости от того, что происходит с объектом и где он хранится. Таким образом, первоначальный запах чего-либо никогда не может быть по-настоящему уловлен, но можно проследить временную шкалу.
Еще один дополнительный бонус: благодаря консервационной обработке неприятные запахи становятся редкостью. «Запахи обладают более сильной силой убеждения, чем слова, внешность, эмоции или воля», — писал немецкий писатель Патрик Зюскинд в своем романе 1985 года «Парфюм: история одного убийцы».
Однако даже удостоенный звезды Мишлен британский шеф-повар Хестон Блюменталь не смог убедить зрителей в том, что есть и вдыхать запах ферментированной рыбной пасты во время показа экранизации книги в 2011 году было хорошей идеей. На протяжении десятилетий художественные заведения искали способы сделать процесс просмотра более захватывающим с помощью мультисенсорных технологий.
Хотя иногда это выглядит бесполезным (фильм Уильяма Касла 1959 года «Покалывание» и его вибрирующие кресла в кинотеатре) или тусклым и излишним ( выставки захватывающего искусства ), добавление большего количества тактильных элементов в культурные пространства имеет смысл в цифровую эпоху, когда учреждения испытывают трудности с финансированием, а людей нужно больше убеждать выходить на улицу.
«Мы [исследовательская группа] шутили, что сейчас осмотр достопримечательностей практически в формате 4K, так что вы не только используете глаза, чтобы видеть объекты, не только используете уши с аудиогидом, не только используете осязание, потому что за пределами витрины «Дамы с горностаем» находится ее 3D-копия, так что вы можете потрогать копию», — говорит Савощук.
Все это, наряду с ароматами, как мы надеемся, создает по-настоящему захватывающий опыт, который усиливает наше понимание и эмоциональный отклик на то, что мы видим. Что еще важнее, добавление специально подобранных запахов может значительно улучшить впечатления от посещения галерей и музеев для слепых или слабовидящих людей, помогая им чувствовать большую связь с историческими объектами.
«Одной из важных частей этого проекта является исследование эмоций людей после выставки. Мы также сделаем то же самое со слепыми людьми и спросим их, привлекателен ли для них такой способ осмотра достопримечательностей с помощью запаха, и как он влияет на их эмоции по отношению к самой выставке. Это то, что мы хотим собрать», — говорит Савощук.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!