Женщина в уборе с гроздевидными наушниками, лунницами и щитовидными подвесками, конец X – начало XI в. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.
Лунница – один из самых распространенных амулетов-оберегов, существовавших на протяжении многих эпох и составлявших часть женского убора. При всем разнообразии форм и техники исполнения неизменным остается их общее сходство с Луной, олицетворяющее лунный культ, плодородие и женское начало.
Серебряная лунница со сканью и зернью, X–XI вв.
Производство лунниц уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Первые трехрогие лунницы известны уже в памятниках бронзового века. В античный период появляются золотые серповидные лунницы, украшенные сканным декором. В позднеримское время форма полумесяца широко распространена у народов Европы и Передней Азии. С территории Восточной Европы происходят ранние черняховские лунницы. Эмалевые лунницы характерны для поднепровских ерриторий и принадлежат киевской культуре.
Со второй половины IX в. лунницы появляются в культуре восточных славян и существуют вплоть до XIII в. Как и древнерусские нательные кресты на территории Древней Руси лунницы получают распространение уже в X–XI вв. и в XII–XIII вв. становятся наиболее популярными среди украшений деревенского населения, хотя, как показали последние исследования, считать лунницы чисто славянским украшением нельзя. Появление двурогих лунниц связано с проникновением в славянскую среду в конце VII – начале VIII в. комплекса филигранно-зерненых женских украшений в связи с первой волной византийского влияния. Лучшие образцы лунниц – серебряные штампованные, украшенные настоящей зернью, которые известны по кладам X–XI вв. В подражание им из бронзы и оловянисто-свинцовых сплавов отливались лунницы с узором, копировавшим зернь. Носили лунницы в основном в качестве подвесок к богато украшенным ожерельям вместе с височными украшениями.
Заключенные в круг или замкнутые лунницы.
К XII в. относятся шейные украшения, в состав которых могли входить более десяти различных древнерусских оберегов подвесок-лунниц. В 1914 г. была опубликована первая классификация лунниц, разработанная Верой Владимировной Гольмстен. В основу ее классификации положено соотношение длины средней горизонтальной линии к расстоянию между рогами. Согласно данной классификации, лунницы делятся на широкорогие и узкорогие, а по технике изготовления – на штампованно-филигранные и литые. Серебряные широкорогие лунницы филигранно-зернёной работы, известные нам по вещевым кладам и отдельным богатым погребениям местной феодальной знати, являются продукцией русских городских ювелиров X–XI вв.
Обереги лунницы с крестом.
Крестовключенные амулеты лунницы.
Широкорогие литые лунницы стали входить в употребление в конце X – начале XI в. (датированы по монетам,
найденным вместе с ними в погребениях и кладах).
Миниатюрные амулеты лунницы.
Для узкорогих лунниц характерны растительный орнамент в виде двух ветвей, расходящихся в разные стороны, и геометрический рисунок из рельефных линий и шариков псевдозерни. В XI–XII вв. широкорогие лунницы вытесняются
новыми типами – остророгими, круторогими, замкнутыми, крестовключенными и др., имеющими прямые византийские прототипы, восходящие, в свою очередь, к римским лунницам III–IV вв.
Узкорогие лунницы-обереги.
Кроме вышеописанных широко распространенных на Руси типов лунниц, в памятниках XI—XII вв. представлены также литые миниатюрные лунницы, среди которых иногда бывает трудно отделить узкорогие от широкорогих.
Круторогие лунницы-амулеты.
Обзор амулетов данной группы закончим описанием лунниц своеобразной формы – так называемых замкнутокрещатых (лунница с крестом). Многие исследователи склонны относить данный вид подвесок к явлению двоеверия, сложившемуся в Древней Руси в X в. одновременно с принятием христианства и в некоторых регионах продолжающегося до наших дней.
Древни обереги - прорезные лунницы.
Существует также мнение, что данный вид привесок, как и все лунницы, изначально связаны с Римской империей, с народами католических стран, где они воспринимались как оберег и христианский символ Девы Марии.
Древние амулеты - лунницы с зооморфными окончаниями.
Как у узкорогих, так и у широкорогих лунниц существует также дробное деление в каждом типе. Лунницы делятся на:
– прорезные – широкорогие обычно отличаются дугообразным вырезом на поле лунницы, а узкорогие – ажурным узором.
– с зооморфными или иными окончаниями.
Древнерусские обереги - широкорогие лунницы.
Древнерусские амулеты - Широкорогие лунницы.
Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство известных нам литых широкорогих и узкорогих лунниц происходит из погребальных памятников, оставленных сельским населением Древней Руси.
Широкорогие лунницы с различными включениями.
Поэтому вполне естественно предположить, что эти украшения, как и многие другие, изготовлялись в основном деревенскими литейщиками. Во всяком случае, в женском металлическом уборе рядового сельского населения северо-запада и северо-востока Руси на протяжении XI–XII столетий преобладали дешевые литые широкорогие и узкорогие лунницы, которые являлись продукцией местных деревенских мастеров ювелиров.
Художественную реконструкцию древнерусского женского костюма, показывающую, как носились лунницы, можно увидеть в материале «Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова».
Какие амулеты помимо лунниц использовали древние славяне в повседневной жизни и при ритуалах, можно узнать в статье «Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков».
Что такое височные украшения, как они выглядели и каким образом использовались, рассказывается в статье «Височные украшения древних славян - хронология, типология, символика».
Какие кресты носили в Древней Руси и чем они отличались от современных увлекательно описывается в материале «Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: