О реальных героях мало кто знает, потому что они не любят выставлять напоказ свои достижения. Из-за этого и про героизм Филлис Латур узнали только 70 лет спустя после ее подвигов, и даже дети о них не догадывались. Ее освободительная миссия началась с 18 лет, когда была зачислена бортмехаником планеров, но особо отличилась в агентурной организации под кодовым именем Женевьева. Под видом подростка собирала данные о дислокации немецких войск и передавала важные сообщения. Ее несколько раз ловили с поличным, но бесстрашие, преданность делу и находчивость помогли ей не только выжить под надзором фашистов в Нормандии, но и дожить в мирное время до 102 лет.
Филлис Латур, потерявшая обоих родителей
Филлис Латур. / Фото: mavink.com
Филлис Латур родилась в Южной Африке в 1921 году, хотя мать родом из Великобритании, а отец из Франции. Судьба их свела в Дурбане, в котором на то время проживала мать Филлис Луиза, а Филипп Латур работал врачом. У них на свет появится бесстрашная и героическая девочка, которую с любовью будут называть Пиппой. Но семейное счастье окажется недолгим, потому что через три месяца после ее рождения отец погибнет во время одного из конфликтов в Бельгийском Конго.
Три года спустя мать Филлис вышла снова замуж за мужчину, который был автогонщиком. Он позволял и жене садиться за руль своей автоскоростной машины, что оказалось фатальным в ее жизни. На одной из гонок авто вышло из строя и врезалось в барьер. Мать девочки погибла, оставив ее полной сиротой. Ее забрал дядя, двоюродный брат отца, а в 16 лет ее отдали в школу-интернат в Кении. Свое обучение Филлис решила закончить в Англии, куда и переехала в мае 1939 года. Это было уже неспокойное время, и девушка решила не сидеть на месте, а вступила в WAAF – женские вспомогательные военно-воздушные силы Королевства.
Обучение и присоединение к SOE в виде агента
Женские военно-воздушные войска Королевства.
В 1941 году на Филлис Латур обратили внимание из британской разведывательно-диверсионной организации (SOE). В ней сошлись качества, которые были необходимы агенту для заброски в тыл врага – знание французского языка и внешний вид, не привлекающий внимание. Филлис в свои 20 лет скорее выглядела как девочка-подросток. В Королевское ВВС еженедельно подавали заявки 2 тысячи женщин, но на агентурную работу приглашались единицы.
Уже после первого курса обучения спецслужбы поняли, что взяли ее не зря, и предложили стать членом SOE. На раздумье дали три дня. Филлис не требовалось время, поэтому и дала согласие моментально, потому что были свои счеты с фашистами. Отца ее крестного расстреляли немцы, а крестная не выдержала плена у нацистов. Свое поступление в агенты она позже опишет так: «Я сделала это из мести». И доказала в действительности, что на многое способна.
Женские вспомогательные войска. / Фото: fishki.net
Обучение агентов проходило быстро, потому что требовались все новые и новые для отправки в тыл врага. Филлис вспоминала, что им дали странных, но опытных «учителей» - вора-домушника и взломщика. Их специально выпустили из тюрьмы, чтобы те преподали мастерство, как взбираться в высоко расположенные и узкие окна, подниматься и спускаться по трубе, лазить по крышам не замеченными, взламывать или открывать замки. На профессиональном уровне коммандос готовила будущих агентов к прыжкам с парашюта, учили азбуку Морзе, шифрование, получали знания, как самостоятельно отремонтировать радиоаппаратуру и многое другое.
Как стала Женевьевой в группе «Ученых» в Нормандии
Филлис Латур была заброшена в Нормандию в Орн для агентурно-разведывательной работы.
Филлис Латур получила агентурное имя Женевьева с того времени, как поступила на службу в военные войска Великобритании, и под ним она запомнилась многим. Но в ее деятельности потом были и другие кодовые имена – Четверка, Лампунер. Однако, видимо, Женевьева ей больше подходила, потому что такое имя было у святой покровительницы Парижа, каковой и стала Филлис.
Самой важной, ответственной и сложной работой оказалась последняя ее деятельность в роли агента в Нормандии. Ее забросили в логово нацистов, в котором бесследно пропал не один десяток тайных агентов. Только из группы Филлис Латур не вернулось 14 человек, а всего было послано 500 человек. Порой целые группы арестовывались сразу после приземления, даже не начиная подпольную деятельность. Поэтому выбор пал на Филлис, которая больше напоминала подростка и меньше привлекала к себе внимание.
Нормандия в 1944 году. / Фото: fishki.net
В Орне Латур должна была сотрудничать с Клодом Безаком и его сестрой Лизе, состоявших в группе «Ученых». Они были лучшими агентами, но Филлис описала их как «преданные делу, но трудные». Такое впечатление, видимо, сложилось из-за того, что брат с сестрой увидели в ней плохую подготовку и бесшабашность. Они контролировали ее действия, чтобы не наделала глупостей, которые могли бы выдать их немцам. Хотя, видимо, бесстрашие и помогло Филлис собрать много ценой информации и переслать 135 донесения за 3 месяца.
Одноразовые коды на ткани: уловка Латур
Обучение WAAF. / Фото: wiki2.org
Жизнь агента Женевьевы была не сладкой. Позже она будет вспоминать, что всегда была полуголодной. Однажды ее накормили мясом, сказав, что приготовили белку, хотя это была крыса, но даже это не вызвало чувство брезгливости. Приходилось спать в поле, лесу, работала в хлеве и вообще вела себя как деревенский житель, чтобы не попадать под подозрение, успевать передавать данные и собирать информацию.
У Филлис была легенда, что она из семьи, которая переселилась в Нормандию из-за постоянных бомбежек союзников, и зарабатывает деньги тем, что продает мыло. Она передвигалась на велосипеде, часто останавливаясь возле немцев, предлагала им товар, вступала в разговор, а сама между тем замечала, что и где находится. Так однажды ей пришлось передать координаты немецкого поста, который потом был уничтожен бомбардировщиками. На этом месте погибло несколько мирных жителей – женщина и двое детей. Филисс говорила, что это на всю жизнь оставило отпечаток. Она даже ходила на похороны, чувствуя, что косвенно причастна к их смерти. Существовало две реальности – в воздухе пилоты дружественно похлопывают друг друга по плечу по случаю хорошо выполненной работы, а на земле разруха, боль и трагедия.
Филлис работала с вязанным шифром, который не привлекал к себе внимания, а коды носила постоянно при себе на кусочке шелковой материи. Когда какой-то использовала, то прокалывала его булавкой. Простая дырочка никому ни о чем не скажет, а для разведчика – это целая книга. Шелк обматывала вокруг спицы, а ее помещала в шнурок и обвязала им волосы. Как-то девушку вместе с группой граждан задержали для обыска. Их заставили раздеться для осмотра. Одна из надсмотрщиц пристально смотрела на волосы Латур, и тогда Филлис развязала волосы и встряхнула ими, показывая, что ничего в них не прячет. Ей сказали одеваться, но как потом вспоминала Женевьева – это был очень напряженный момент. Она снова завязала волосы шнурком и была отпущена.
Французские партизаны в годы Второй мировой войны. / Фото: hmn.wiki
О ее самообладании можно судить еще по одному поступку. Как-то она передавала данные, и когда уже завершила, на пороге появилось два немца в поисках еды. Девушка спокойно встала, закрыла чемодан с рацией и сказала, что больна скарлатиной, и собирает вещи, чтобы уехать. Известие о болезни сильно напугало немцев, и те быстро покинули здание, и как хорошо, что не поинтересовались чемоданом.
Были и другие эпизоды, когда команда агентов была на волосок от провала. То немцы повесили сушить белье на антенне портативного радиоустройства, приняв ее за обычную проволоку, то спросили, не видели ли они группу подозрительных личностей, приняв их за местных крестьян. Разведчики поняли, что это их ищут, но спокойно провели беседу и исчезли. Была и немецкая специальная машина, которая успела запеленговать устройство Филлис, но слаженная работа людей из сопротивления вовремя ее обнаружила и уничтожила.
Жизнь после войны: семья, не знавшая о подпольной деятельности своей бабушки
Высадка союзников в Нормандии в 1944 году. / Фото: commons.wikimedia.org
В начале августа 1944 года американцы освободили деревню, в которой находилась Латур. Но девушку взяли в плен, посчитав подозрительной личностью. Она пробыла под стражей 5 часов, пока не поняли, что перед ними агент SOE. Когда отпустили, она вернулась в Англию. На этом ее боевая и секретная миссия была окончена, не изменив своей клятве об отмщении.
После войны Латур вышла замуж за австралийского инженера Патрика Дойла. Супруги переехали в знакомый для нее город Кению, а потом на Фиджи в Австралию. С мужем прожили до середины 1970-х годов и развелись. В совместном браке родилось 4 детей. Последнее место жительство Филлис – Окленд, Новая Зеландия.
Филлис Латур награждена почетными орденами и медалями за заслуги при освобождении от немецкой оккупации. / Фото: msn.com
О подвигах Филлис не знали ни дети, ни внуки, пока о ней не написали в интернете, а старший сын прочитал информацию. Они были удивлены героизмом мамы и бабушки, и настояли, чтобы она отозвалась для получения награды, которую вручил посол Франции Лоран Контини. Это был орден Почетного легиона, высшая награда, которую вручают за особые заслуги перед Францией. Филлис было приятно, что ее отметили и не забыли, сказав: это привилегия и честь получить такую награду. Но это была не единственная награда. После войны она получила две звезды, медаль обороны от Великобритании, военную медаль 1939-1945 годов, стала членом ордена Британской империи.
Последнюю награду Филлис получила в 93 года, а прожила до 102 лет. Вот такая длинная и насыщенная жизнь женщины, которая не побоялась трудностей и боролась за освобождение от фашистского гнета.
Интересная история жизни сложилась еще у одной героини Франции, хотя она была родом из Черкеска. Ирен де Люар организовала передвижной госпиталь, спорила с генералами, которые ее не пускали на передовую линию, стала крестной матерью для целого легиона и дожила до тех дней, чтобы увидеть почет и уважение от тех, за кого боролась.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: