Специалисты по питанию утверждают, что завтрак – самый важный прием пищи. Он позволяет зарядиться энергией на весь день, помогает поддерживать нормальный уровень сахара в крови, улучшает концентрацию и работоспособность, да и начать день со вкусной и полезной еды – отельный вид удовольствия! Конечно, художники прошлого ничего не знали об исследованиях, посвященных пользе завтрака, зато активно включали композиции с кофе, вареными яйцами и свежим хлебом в свои работы. Чем же завтракают герои их картин – или сами живописцы?
Клара Петерс, «Натюрморт с сыром, миндалем и кренделями»
Натюрморт с сыром, миндалем и кренделями.
Клара Петерс – «мать» голландского натюрморта, и сегодня ее признают фактически родоначальницей жанра. Несмотря на то, что в семнадцатом веке женщины уже вполне имели возможность заниматься живописью (конечно, речь идет о женщинах обеспеченных и свободных в выборе занятий), крупные полотна, обнаженную натуру, батальные сцены они писали редко. Некоторые жанры просто считались аморальными для женщин, обзавестись собственной мастерской тоже было непросто – так что приходилось довольствоваться тем, что находилось буквально на расстоянии вытянутой руки. Мы мало знаем о жизни Клары Петерс, но ее натюрморты с завтраками (и просто с элегантно накрытыми столами) говорят больше, чем любые архивные свидетельства.
Кстати, «завтраком» в Голландии называли не утренний прием пищи, а легкую закуску, перекус, не привязанный к конкретному времени суток. Впрочем, «нехитрость» столов у голландских художников – вопрос спорный! Мы видим дорогую посуду, позолоченное венецианское стекло, китайский фарфор, серебряные ножи с гербом Антверпена – признаки обеспеченной жизни богатеющего среднего класса. Да и еда вызывает у зрителя резкий приступ голода – вишни, инжир, миндаль, сладости, пышный хлеб, сыры…
Иногда можно обнаружить в натюрморте присутствие самой художницы – ее отражение на сияющей поверхности бокала или кофейника. Так что, глядя на полотно, зритель оказывается сотрапезником художницы и вправе пожелать ей приятного аппетита!
Виллем Клас Хеда, «Завтрак с крабом»
Завтрак с крабом.
Виллем Клас Хеда – еще один основатель голландского натюрморта, и завтраки были его излюбленной темой. Какое-то время он занимался религиозной и портретной живописью, однако со временем перешел исключительно к изображению домашней утвари и простой еды.
Пожалуй, Хеда – самый изысканный и утонченный из представителей жанра. Правда, после 1630-х он все больше отходит от торжественности и «любования» предметами и яствами, его работы становятся более естественными, словно кто-то, налив себе вина и начав снимать кожуру с лимона великолепным серебряным ножом, отвлекся на секунду, да так и не закончил чистить фрукты. Натюрморты его почти монохромны, резкий контраст с оливковым фоном составляет белоснежная скатерть, зато какое обилие фактур! Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины – все это мы видим и в «Завтраке с крабом».
Паула Модерзон-Беккер, «Стол с завтраком»
Стол с завтраком.
Совсем иначе выглядит завтрак на картине Паулы Модерзон-Беккер – немецкой художницы, представительницы раннего экспрессионизма, участницы колонии художников в Ворпсведе. В ее работах, написанных просто, подчас грубовато, таится суровый дух простого немецкого народа. Никакой «красивости», никаких заигрываний со зрителем – только обескураживающая, подчас жестокая честность, крупные цветовые пятна, смелые мазки, рубленые формы. Она писала скупые пейзажи – реки, болота, каналы, детские портреты, стариков из соседней богадельни… И натюрморты, аскетичные, как и представленный выше.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: «Брак отнимает надежду»: Как художница Паула Модерзон-Беккер искала баланс между семьей и творчеством.
Элин Даниельсон-Гамбоджи, «После завтрака»
После завтрака.
Еще одна бунтарка – Элин Даниельсон-Гамбоджи, представительница «золотого века финской живописи», эмансипе, боровшаяся за свою независимость – и личную, и финансовую, и творческую. Любимой ее темой была простая жизнь финских женщин, особенно крестьянок, и это вызывало критику со стороны академистов. Они хвалили ее технику, чувство цвета и композиции, но сами сюжеты были им не по душе. А вот картина «После завтрака» вызвала настоящий скандал, ведь героиня картины, сидя за неубранным столом, дерзко курит, глядя куда-то вдаль. За спиной висят наброски. Это не автопортрет, однако сходство с художницей очевидное – смелость, нежелание кокетничать и красоваться, богемная, хотя и аскетичная, обстановка и сигарета в руке.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Одинокий завтрак и роковая любовь: Чем сражали публику проникновенные женские образы финской художницы.
Лауриц Андерсен Ринг, «За завтраком»
За завтраком.
На этой картине в центре сюжета – тоже женская фигура, и, хоть автор – мужчина, но и здесь в определенном смысле мы видим историю о женской активности и независимости. Ринг написал свою жену Сигрид. Яркий солнечный свет, простая, но элегантная обстановка, чудесно выписанная фактура платья… А читает Сигрид вовсе не светские сплетни, а «левую» газету «Политикен». Художник и его супруга были одними из первых подписчиков этой газеты, когда она начала выходить в 1884 году; она сыграла важную роль в формировании социал-либеральной партии в Дании и остается одной из ведущих газет страны. Так политические перемены проникают в обыденные, повседневные домашние сцены.
Павел Федотов, «Завтрак аристократа»
Завтрак аристократа.
Присоединимся к другому завтракающему персонажу. Павел Федотов – ключевая фигура русского критического реализма, поэтому и картины его полны то мягкой иронии, а то жестокой сатиры. Молодой человек, конечно, не аристократ, но стремится производить впечатление «светского льва». У него и дорогой наряд в восточном стиле, халат с кистями, домашняя шапочка с орнаментом, и модно постриженная собачка, и разбросанные всюду афиши… а что кошелек пуст, а на завтрак лишь кусок хлеба – в том ли беда? Главное, чтобы незваный гость не обнаружил, что ковры, гравюры и бахрома скрывают за собой отчаянную бедность.
Пьер-Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов»
Завтрак гребцов.
И закончим мы завтраком в шумной компании. Уютное местечко на картине – веранда в ресторане Фурнез, расположенном на острове на реке Сена. Ренуар очень любил и часто писал это место. А все участники картины – известные художники, коллекционеры, актрисы, натурщицы, поэты… И все они – близкие и друзья самого Ренуара. Можно найти на картине и детей владельца ресторана. А девушка в милой шляпке с цветами, сюсюкающая с собачкой – несравненная Алина Шариго, любимая натурщица и в дальнейшем супруга художника.
Позавтракали? Теперь пришла пора чаепития - вместе с великими художниками прошлого!
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: