Когда умер супруг Марии Федоровны Александр III, императрице было 47 лет. Через короткое время возле нее стали замечать абхазского князя Георгия Шервашидзе, с которым Романова была давно знакома. Потеряв мужа, Мария Федоровна назначила Георгия обер-гофмейстером царского двора, а тот неожиданно развелся. Считается, что с того момента князь стал принимать непосредственное участие в управлении государством. А более смелые версии сводятся к тому, что Шервашидзе и вовсе состоял с Марией Федоровной в морганатическом браке.
Счастливый брак с Александром III
Счастливый брак императрицы с Александром III длился почти 30 лет.
Брак Марии Федоровны с Александром III длился 28 лет и оказался поистине крепким и счастливым. Все эти годы супруги хранили по отношению друг к другу теплую привязанность, несмотря на объединившие их трагические обстоятельства. В этом союзе появились пятеро детей, в том числе и последний император Николай II. Детей супруги воспитывали в строгости. Они с детства познали патриархальность и спартанские условия жизни, а программу воспитания и обучения для них составлял лично Александр III, бескомпромиссно поддерживаемый любимой супругой. Авторитет царя в семье был непререкаемым. Александр III настаивал, что фарфоровые отпрыски ему не нужны, он желает вырастить нормальных русских детей. Мария Федоровна с мужем не спорила, обладая в молодости жизнерадостным характером и умея легко находить подход к суровому нраву императора. Все царствование Александра III семья жила попеременно в Аничковом дворце или Гатчине – экс-резиденции Павла I.
На лето же все вместе выезжали в крымский Ливадийский дворец. Известно, что Зимний дворец тяготил аскетичного царя своей пышностью и помпезностью, а потому использовался исключительно по торжественным случаям. В виду непривычной для русского общества душевной близости правящей четы, Марии Федоровне даже приписывались попытки влиять на политику России. Имея в виду ее датское происхождение, придворные политики пробовали обвинить императрицу в сближении с Францией и отходе России от союза с Германией. Но Мария Федоровна была всего лишь любимой и любящей женой, а всю внутреннюю и внешнюю политику Александр III определял лично.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Секреты семейного счастья русского императора Александра III и датской принцессы Марии Дагмар, которая собиралась замуж за его брата.
Давнее знакомство с тифлисским князем
Георгий Дмитриевич происходил из знатного княжеского рода.
Кем же был мужчина, который, по мнению историков, стал следующей привязанностью императрицы? Георгий Шервашидзе рано остался сиротой, в 2 года лишившись матери, а к 10 и отца. Воспитывала мальчика семья командующего российскими войсками в Абхазии князя Колюбакина. Георгий получал образование в Петербурге и Париже, после чего осел в Тифлисе. В 22 года Шервашидзе женился на баронессе Марии Николаи, дочери министра просвещения при императорском дворе Александра III. Кроме того, баронесса приходилась внучкой легендарному генералу и крестному сыну императрицы Екатерины II Александру Чавчавадзе. Князь Шервашидзе занимал пост вице-губернатора Тифлиса, когда произошло событие, изменившее всю его судьбу. В 1888-м в Абхазию прибыл корабль «Орел». Одним из встречавших императора Александра Третьего с супругой был Георгий Шервашидзе. Князь учтиво поклонился императору, вручив Марии Федоровне пышный букет ее любимых цветов - аргентинских роз. Произведя крайне положительное впечатление на царскую чету, год спустя Георгий Дмитриевич пошел на повышение, возглавив Тифлисскую губернию. А государыня теперь говорила о нем, как о «приятном и чудном» человеке. Некоторые историки считают, что роман завязался уже тогда. Но даже если это и так, то общение поддерживалось чисто платоническое. На тот момент обоим перевалило за 40, а для устоев 19 века такой возраст считался весьма солидным.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как дочь Николая I превратила внука Наполеона в карманного мужа, а потом тайно обвенчалась с другим.
Развод с женой и переезд к императрице
Мария Федоровна в эмиграции, 1928 год. /Фото: i.pinimg.com
Через 9 лет после знакомства абхазский князь разводится с супругой и перебирается в Санкт-Петербург – поближе к овдовевшей императрице. Вступив в высокую должность обер-гофмейстера, Шервашидзе повсюду сопровождает Марию Федоровну. Надо сказать, что эти непубличные чувства государыня достойно пронесла через года: ни скандальных историй, ни пикантных интриг.
Историки обнаружили личные записи государыни, датированные последним десятилетием перед Октябрьским переворотом. Обычно Минни, как называли в семейном кругу Марию Федоровну, отличалась сдержанностью, но посвященные Георгию Дмитриевичу строки полны неподдельной любви и беспокойства. В тот период стареющий князь часто болел. Вдовствующая императрица частенько выбиралась со своим спутником за границу, открыто посещая вместе торжественные мероприятия. Европейская аристократия, откровенно недолюбливавшая Николая II с его супругой и приближенными, демонстрировала по отношению к Шервашидзе неизменное уважение. В свете князя называли «большим оригиналом, любезным и очень интересным». Когда в 1917-м Николай Александрович отрекся от короны, Мария Федоровна в сопровождении князя отправилась в Могилев - расположение Ставки Верховного главнокомандующего. Есть сведения, что, пытаясь спасти монархию, мать убитого императора пробовала возвести на трон сына Шервашидзе Дмитрия. Сохранилось его письмо матери, где Шервашидзе-младший признается, что отец задумал передать ему престол. Но затея провалилась.
Мария Федоровна решает бросать Петербург и ехать в Крым, а Георгий Дмитриевич попадает под арест. Через время его освобождают, и он тут же мчится в Ялту. Ситуация складывалась так, что жизни Марии Федоровны и остальных Романовых оказались в опасности. По одному распоряжению новой верхушки их, подобно Николаю II, могли расстрелять в любую минуту. В этот момент Шервашидзе и показал к своей Минни безграничную преданность, путем всех связей и возможностей оберегая ее покой.
Весной 1918-го князь умер. Марии Федоровне такая утрата далась непросто. В своем дневнике она много писала о покойном, называя его «дорогим» и «милым». В 1919-м британский король Георг V, спасая Романовых, вывез их из Крыма на собственном корабле. Мария Федоровна и дочь Ксения с внуками навсегда покинули страну. В Дании Федоровна Романова дожила до 80 лет. Близкие утверждали, что память о князе она хранила до самой смерти.
А некоторые иконы имеют свои тайны. Какие загадки хранит икона Божьей Матери из Гваделупы, созданная по преданию самим Господом 500 лет назад.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: