Несомненно, самой известной и популярной экранизацией Дж. Р. Р. Толкина вот уже много лет остаётся трилогия Питера Джексона. Для многих она стала эталоном, и попытки других режиссёров выпустить новый фильм или сериал по произведениям любимого автора сразу же встречаются в штыки. Однако кинематографисты всего мира и до, и после появления на экранах «Властелина колец» экранизировали Толкина, причём иногда весьма неплохо.
«Хоббит», 1966 год, Чехословакия, США, режиссёр Джин Дейч
«Хоббит», 1966 год.
Единственная прижизненная экранизация Толкина заслуживает внимания уже тем, что была самой первой. Но качество этого мультфильма, несомненно, оставляет желать лучшего. Впрочем, даже полноценным мультфильмом этот «шедевр» назвать сложно, потому что на экране зритель увидит набор статичных рисунков с закадровым голосом рассказчика. Длительность его тоже не позволяет даже говорить о том, что в «Хоббите» сохранился оригинальный сюжет хотя бы в первом приближении, ибо за 12 минут даже кратко пересказать содержание книги не получится.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Хоббитон, или Как в Новой Зеландии появилась самая настоящая деревня хоббитов >>
«Хоббит», 1977 год, США, Япония, режиссёры Джулз Басс и Артур Ранкин мл.
«Хоббит», 1977 год.
Режиссурой мультфильма занялись уже признанные к тому моменту мастера мультипликации Джулз Басс и Артур Ранкин-младший, причём их изначально интересовало сотрудничество с японской студией, так как это позволяло достичь оптимального соотношения между ценой и качеством проекта. Правда, экранизация получилась отчасти похожей на первые аниме, но при этом она оказалась вполне полноценной и довольно близкой к литературному оригиналу.
«Властелин колец», 1978 год, США, Великобритания, Испания, режиссёр Ральф Бакши
«Властелин колец», 1978 год.
Эту экранизацию вполне можно назвать одной из самых спорных и противоречивых. Анимация создавалась в очень странной технике, когда сцены снимают живьём, а затем обводят кадры на бумаге, дорисовывая то, что нужно по сюжету. Возможно, такой подход и имеет право на существование, но результат вышел не слишком впечатляющим. Помимо странных рисунков вокруг героев, зрителей смущало ещё и озвучивание: характеры персонажей в этом мультфильме совершенно не соответствуют голосам. Также его продолжительность (2 часа с небольшим) не позволяет говорить о том, что создатели смогли достоверно передать содержание саги.
«Возвращение короля», 1980 год, США, Япония, режиссёры Джулз Басс и Артур Ранкин мл.
«Возвращение короля», 1980 год.
И снова известные режиссёры попытались экранизировать Толкина в сотрудничестве с японской студией. В этот раз они решили взяться за третий том известной саги, считая его самым насыщенным событиями. Они добавили своему мультфильму мрачности, дополнили его атмосферной музыкой и собрали затем восторженные отзывы поклонников. При этом Басс и Ранкин не считали свою экранизацию удачной.
«Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита», 1985 год, СССР, режиссёр Владимир Латышев
«Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита», 1985 год.
Это даже не полноценный фильм, но качественный телеспектакль, создатели которого очень бережно отнеслись к литературному первоисточнику. Несмотря на отсутствие некоторых эпизодов из книги, эта экранизация получилась очень атмосферной и душевной. У постановки прекрасное музыкальное сопровождение, актёры играют просто блестяще, а общее качество для советского телеспектакля можно оценить довольно высоко.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: По мотивам книг Дж.Р.Р. Толкина: пенсильванский дом, вдохновленный историей о хоббитах >>
«Хранители», 1991 год, СССР, режиссёр Наталья Серебрякова
«Хранители», 1991 год.
Ещё один телеспектакль, который можно назвать самой неизвестной экранизацией Толкина. В общем-то, ценители классической трилогии «Властелин колец» смогут найти в «Хранителях» массу недостатков. Но они с лихвой компенсируются любовью создателей к первоисточнику и попытке сохранить в постановке атмосферу произведения.
«Хоббиты», 1993 год, Финляндия, режиссёр Тимо Торикка
«Хоббиты», 1993 год.
Удивительно, но этот мини-сериал снимался по мотивам не самого произведения Толкина (хотя и его тоже), а больше по постановке, завоевавшей огромную популярность в Финляндии в конце 1980-х. Режиссёр во время съёмок фильма пошёл по пути наименьшего сопротивления. Для создания девяти эпизодов он выделил главное – путешествие двух хоббитов – и отсёк всё лишнее, что не имело, по мнению Томо Торикки, слишком большого значения. Финский зритель смог в полной мере оценить все достоинства постановки, а критики встретили сериал с большой теплотой.
«Седьмое кольцо колдуньи», 1998 год, Россия, Украина, режиссёр Борис Небиеридзе
«Седьмое кольцо колдуньи», 1998 год.
Изначально российско-украинский сериал носил название «Кольца всевластия», но в процессе работы был переименован. В общем-то, эту экранизацию с полным правом можно назвать весьма свободным изложением оригинала. Неподготовленного зрителя слегка удивят сельские жители в вышиванках вместо хоббитов и люди-орлы, заменившие собой эльфов. Впрочем, и такая трактовка произведения Толкина точно имеет право на существование.
Джон Рональд Руэл Толкин в своё время вдохновил множество писателей на создание произведений в жанре фэнтези. Однако сам он не раз признавался в том, что его Средиземье было создано не на пустом месте. Писатель перечитал множество старых работ и сам вдохновлялся сочинениями коллег.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: