Как изображали смерть художники Средневековья.
Мир делится на тех, кто боится смерти, и тех, кто её ждёт. И у каждого человека собственное представление об этом таинственном моменте человеческого бытия… или небытия. Но объединяет всех людей тот факт, что есть в смерти нечто болезненно-притягательное. Возможно, именно поэтому ещё в Средневековье появилось множество художественных шедевров, посвящённых теме смерти.
Первые представления людей о смерти можно увидеть на натюрмортах, на которых царила концепция «Vanitas vanitatum omnia vanitas» («Суета сует, все — суета»). В качестве примера можно привести данную картину Бальтазара ван дер Аста.
«Суета сует, все — суета». Бальтазар ван дер Аст.
Рассказывать, что это такое и как выглядит смерть, вероятно, было еще одной сложной проблемой испокон веков. Во многих древних культурах смерть даже рассматривалась как один из самых уважаемых богов всего пантеона.
Мозаика I века нашей эры, найденная в руинах Помпей. На изображении можно увидеть череп, на котором сохранились уши.
Владыка подземного мира ацтеков Миктлантекутли, возможно, является первым представлением смерти во всей Мезоамерике или, по крайней мере, самым известным в Мексике. Задолго до того, как об этом божестве узнали европейцы, у ацтеков было четкое представление о том, как должна выглядеть смерть.
Даже несмотря на то, что Миктлантекутли был богом, его рисовали с телом, покрытым язвами.
Она собирает души по всему миру, независимо от того, являются ли эти люди нищими или королями.
Француз Жак-Антуан Човин сделал серию гравюр, где смерть изображена как человек, но с черепом вместо лица.
Судя по всему, художественные представления о смерти непосредственно связаны с процессом распада и разложения тела после того, как его сердце перестает биться. Незадолго до средневековья смерть была одним из самых загадочных моментов в жизни; настолько, что никто не мог прийти к единому решению, как ее можно изобразить. По этой причине некоторые художники решили изобразить смерть, используя то, что сегодня привыкли называть «натюрмортом». Казалось бы, какая связь. А вся суть в том, что эти плоды на картинах были срезаны с дерева, на котором они родились.
В «Рыцаре, смерти и дьяволе» немецкий художник Альбрехт Дюрер представлял мрачного «жнеца душ» как полуразложившегося короля со змеями на голове.
Триумф смерти (1448) Анонимный художник
Когда человек умирает, что с ним происходит, не мог изобразить даже лучший живописец. Одной из самых любопытных аллегорий является представление художника о том, что смерть это черный рыцарь, который поднимает души солдат, погибших в битве. Затем эти одушевленные трупы, используя серпы, пожинают души других.
Триптих земного тщеславия и божественного спасения (1485) Ганс Мемлинг
Триумф смерти (1562) Питер Брейгель Старший
Образ скелета в тунике является относительно новым, но он бесспорно также был создан, чтобы подчеркнуть процесс увядания, который происходит практически с момента рождения. Еще один популярный образ смерти — в черных одеяниях — был изобретен во времена чумы и голода при колонизации Америки.
Danza macabra — пляска смерти, Бернт Нотке.
Гравировки Хосе Гвадалупе Посады - это напоминание о том, как человек, несмотря на его желание жить, всегда сталкивается со своей собственной смертью.
В конце концов, все представления, которые касаются этого загадочного момента человеческого существования, указывают на одно и то же: хрупкость и бренность тел. Несмотря на то, что люди могут выглядеть несгибаемым, наступает время, когда даже ветер — это непосильный груз, пригибающий их к земле. Не имеет значения, боятся люди смерти или нет, это неизбежно.
И в продолжение темы рассказ про 10 описанных в Библии способов, которыми казнили учеников Иисуса Христа .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: