Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
...Не видя солнца и планет, Не зная, что творится в мире, Один как перст, в пустой квартире, Художник Массов пишет Свет...
Художник - дядька, как и все, Но искушён в Незримой Битве, В нём самодвижная молитва Снуёт, как белка в колесе.
Он пишет ночью, пишет днём, Он пишет темперой и мелом, Он пишет Белое на Белом - И Божий свет струится в нём!
Заря окутывает дом Своей багряною порфирой, Художник Массов за кефиром Грядёт в соседний "Гастроном".
И вновь спешит вернуться в клеть, Что шире неба и вселенной, Чтоб Свет Предмирный, Свет Нетленный О холст презренный опереть!
....Тому назад пятнадцать лет Я плакал предрассветной ранью И всё твердил, как оправданье: "Художник Массов пишет Свет".
С.Калугин "Белое на Белом"
Валентин Павлович Массов, уроженец Ульяновской области, родился в семье врача. Рано оставшись без родителей, воспитывался в детском доме.
Детство. - Мне было четыре года, когда моему старшему брату купили цветные карандаши. Я взял эти карандаши и сказал: «Не отдам». И дорогой мне человек, сестра моей матери, она была молитвенницей, сказала: «Не трогайте его, он будет художником». Когда мне было семь лет, я видел, как она молилась. Она стояла на коленях перед иконой Спаса Нерукотворного, и от неё поднимался голубой воздух. Он заполнял всю комнату и был очень красивый. Я помню как она сказала мне: «Тебе в жизни будет нелегко. И когда будет особенно тяжко, прочитай мою молитву». Я воспитан на её молитвах. Это мне всегда помогало. В 12 лет я читал Пушкина. Потрясённый, я уходил один в поле, ложился на землю и плакал. Лил слёзы и просил: «Господи, если его нет, нет смысла и мне жить. Возьми мою жизнь, но верни его». Я долго верил, что это возможно Пушкин глубоко проник в меня. Юность. Закончив семилетку, Валентин Массов в 1953 году уехал в Пензу, где поступил в Пензенское художественное училище им. Савицкого. - Ещё когда я учился, моим любимым художником стал Веласкес. Выше этого вообще на земле ничего нет. Это загадка. В 1955 г. Была встреча с академиком Аркадием Пластовым. Посмотрев мои работы, он сказал: «Бог дал тебе драгоценный глаз. Работай так, как Бог на душу положит и никого не слушай. Сейчас много хулиганов в искусстве». Дальнейшее творческое развитие прошло через встречу с А.Пластовым. Становление как художника. - В начале это было неосознанно, но, чем больше любишь, тем больше познаёшь и чем больше познаёшь, тем больше любишь. Это и есть развитие. В 1962 г. была встреча с очень интересным искусствоведом (к сожалению, не помню её имени). Я написал её портрет, она, посмотрев мои работы, сказала: «Вы очень талантливы, но у вас всё построено на чувствах. А когда чувства кончатся, что будете делать?» И я ей ответил: «Дай Бог, чтобы у всех художников отсыхали руки, когда у них кончаются чувства. Тогда бы не было плохих картин». Осенью 1962 г. Была творческая поездка на Кубань. Необходимость этой поездки была после выставки Ренато Гуттузо. На выставке Ренато Гуттузо я осознал слова А. Пластова: «Работай так, как Бог на душу положит и никого не слушай». И, на Кубани, новая природа, новые условия, красивая осень, открыли мне новые возможности.
"Задумчивая красота" картон, масло, 1962г.
В этом состоянии я работал 2 года, 1962-1963. Но, когда я официально был объявлен абстракционистом и формалистом, помня слова Пластова и осознавая свою одарённость, чтобы не раздражать власти, я взял в руки акварель – мягкий, безобидный материал. Я очень много работал. В 1970 г. Была поездка по Киргизии. С этого года началось очень серьёзное отношение к акварели.
"Горы Киргизии" бумага, акварель 1970г.
В 1972 г. В Ферапонтово, профессор живописи Александр Васильевич Мызин сказал: «Ваши души с Дионисием родственны. Ты дашь новый толчок в искусстве». Слова А. Пластова и А. Мызина всегда были со мной.
"Море" бумага, акварель, 1971г.
"Сирень" бумага, акварель, 1976г.
В 1975 г. по рекомендациям замечательного художника Виталия Николаевича Горяева и академика искусствоведения Михаила Владимировича Алпатова, меня приняли в Союз художников СССР. В 1977 г. я был в Москве. Было очень много людей, которые очень хорошо относились к моему творчеству. Они сделали встречу с художником Олегом Целковым. Для них Олег Целков был авторитет и мнение Олега для них было очень значимо. Когда Олег посмотрел мои работы, он сказал: «Ты делаешь то, что никто не делал всё, что оставлено искусством на земле».
"Верба" бумага, акварель, 1973г.
1979 год – год откровения. - Значимость слов Олега Целкова стали понятны только после 1979 года – года моего откровения.
"Цветы" бумага, акварель, 1979г.
P.S. Мы много говорим о духовном, вернее, о потери духовности и в современной жизни. Если слова не подтверждены делом, какой смысл в этих словах. Для меня, это лишь игра в демагогию, а значит, пустая трата времени. Человек, отдавший свою жизнь постижению высших тайн в творчестве и сумевший воплотить свои открытия в реальные работы, оказывается на периферии так называемого "искусства" - жалких потуг бездарных дельцов, снизведших высокое до уровня уличной карикатуры. Без Культуры у страны нет будущего. Если вы хотите жить в новом, более совершенном мире, нужно менять существующий порядок в арт бизнесе. Нужно искать и продвигать действительно талантливых художников, а не делать политику из искусства. Валентин Массов - художник 21 века. Его творчество способно дать новое прочтение смысла творческого развития для одарённых людей. Перекрывая пути к зрителям работ этого мастера, прежде всего вы перекрываете путь развития для себя и своих детей. Так кто же больше теряет? Он, который уже создал и достиг, или вы, не имеющие возможность видеть и постигать иные возможности в творчестве?
Читала стих и слезы на глазах – замечательные слова. Очень красивые, успокаивающие и «светлые» картины. Смотришь на них, и становится спокойно на душе.
Спасибо за комментарий. Это не просто стихи. Несколько лет назад, под впечатлением от работ Валентина Массова, Сергей Калугин написал песню "Белое на белом". В этом году он приезжал в Пензу чтобы лично познакомиться с художником. Встреча была очень интересной.
Тонко, поэтично, изысканно... дай Бог художнику здоровья на долгие годы!
Спасибо, я передам ему. Он будет рад :)
Читала стих и слезы на глазах – замечательные слова. Очень красивые, успокаивающие и «светлые» картины. Смотришь на них, и становится спокойно на душе.
Спасибо за комментарий. Это не просто стихи. Несколько лет назад, под впечатлением от работ Валентина Массова, Сергей Калугин написал песню "Белое на белом". В этом году он приезжал в Пензу чтобы лично познакомиться с художником. Встреча была очень интересной.