Был период, называемый Прекрасной эпохой, когда искусство было чем-то желанным и величественным, ценным творением, основанным на мастерстве и вдохновении. Нечто такое, чем могли обладать только богатые люди для украшения своих домов. Но времена изменились. Наступила цифровая эра, и за последние несколько лет технологии настолько продвинулись вперёд, сделав искусство более доступным, иногда даже без необходимости участия художника.
Начало новой эры
Слева направо: В этом случае, Жан-Мишель Баския, 1983 год. \ Дерево, Жан-Мишель Баския, 1984 год.
После Второй мировой войны экономический бум способствовал оптимистичной творческой волне, которая искала новые способы прославления современного мира и его потребительской эстетики: на сцену вышел поп-арт, возведя рекламные и печатные процессы в ранг искусства. Однако живопись пережила эти и другие зловещие сценарии, включая тот, который был предсказан в ключевом эссе Дугласа Кримпа «Конец живописи», по иронии судьбы опубликованном в 1981 году, непосредственно предшествовавшем популярности живописи в 1980-х годах с участием таких фигур, как Жан-Мишель Баския и Джулиан Шнабель. Однако, если медиуму удалось пережить все эти апокалиптические заявления, то это потому, что художники начали подвергать сомнению его природу и ценность в нашем современном мире и попытались сделать его жизнеспособным в контексте арт-сцены, насыщенной фотографиями, видео, инсталляциями и скульптурами. Живопись отправилась в самореферентное путешествие, исследуя свои собственные пределы и возможности, в прямом столкновении со своими и особенностями других сред.
Слева направо: Опыт создания гобелена мечты, 2022 год. \ Без названия, Альберт Оэлен.
Этот путь, проходящий через фотореалистичные работы Герхарда Рихтера на холсте, приводит к нынешней ситуации, когда художники чувствуют себя вынужденными, так или иначе, примириться с виртуальным миром, который захватывает повседневную жизнь. Живопись в эпоху цифровых технологий видит бесконечные возможности для обновления за счёт использования лексики и приёмов новых технологий. На компьютере размещена параллельная платформа, где выражение художника может воплотиться в жизнь. Художник рисует линии простым движением мыши, заполняет поля цветом одним «щелчком»: программное обеспечение — это новый набор инструментов, экран — чистый холст, с которого можно начинать экспериментировать с почти бесконечным спектром художественных возможностей. Результаты, полученные на экране, затем обычно печатаются на холсте, в процессе чего критически ставятся под сомнение границы между уникальностью картин и воспроизводимостью копий.
Театр космической оперы, Джейсон Аллен. \ Фото: x0.ifengimg.com.
Как правило, цифровые работы представляют собой беспорядочное смешение энергичных мазков кисти, жёстко очерченных линий и текучих цветовых пятен, нанесённых незаметным движением компьютерной мыши. Обширные цветовые поля вступают в противоречие с цифровыми коллажами в композициях, которые ставят под сомнение все предположения о священной роли руки художника и безличности машины и механического воспроизведения.
Джефф Элрод
Зелёный экран, Джефф Элрод. \ Фото: artuner.com.
Текучесть и неизмеримость данных, перемещающихся с невероятной скоростью внутри компьютеров, находится за пределами человеческого времени и видения. Перевод этого цифрового языка в повседневную жизнь ощущается как всё более насущная потребность, и многие практики современного искусства пытались решить эту проблему. Под их эгидой картины Джеффа Элрода выступают в качестве аналоговых визуализаций виртуальной реальности. В таких работах, как Untitled (Зелёный экран), художник создаёт свои композиции с помощью компьютерных программ редактирования. Затем полученное изображение проецируется на холст, где Джефф перерабатывает его вручную с помощью кистей или аэрозольной краски. Обновляя «картину жизни» для компьютерной эры, Элрод ставит перед собой новую цель — изобразить виртуальное. В современном понимании восхваления сюрреализмом автоматического рисования Джефф видит в компьютерной графике инструмент, позволяющий выйти за рамки человеческого контроля над его творениями, а программное обеспечение становится неотъемлемой частью эстетического процесса.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: «Цифровое искусство» и «живое искусство» >>
Цифровая эра: шанс на самореализацию
Шествие (Aliquis), Сабрина Ратте, 2019 год. \ Фото: artsper.com.
Наступление цифровой эры позволило существующим художникам размещать свои работы в Интернете и демонстрировать их миллионам людей по всему миру, объединяя единомышленников, сообщества и нации, а также повышая осведомлённость общественности об индустрии искусства и множестве других тем. Наконец, цифровая эра предоставила каждому шанс на творческую свободу, которой он заслуживает. Технологии теперь могут мыслить творчески сами по себе и, таким образом, грозясь заменить потребность в художниках. Многие художники сразу же выступили против такой искусственной формы творчества, заявив, что это профанация, генеративная имитация и эрозия классической концепции искусства. Но если отбросить пыль эмоционально заряженных обвинений, становится ясно, что цифровая эра не разрушает искусство, она просто изменяет его.
Нейросети
Гобелен «Мечта Дали». \ Фото: thedali.org.
Интернет разрушает традиционные способы творчества, обеспечивая бесконечный поток вдохновения. Это в свою очередь повлияло на то, как художники выражают своё видение мира. Великолепное, почти искусное внедрение нейронных сетей и искусственного интеллекта в онлайн-среду привело к взрыву креативности с такими конструкциями, как Midjourney и Artsio. Они давали инструменты тем, у кого ранее не было необходимых навыков для создания произведений искусства. Гобелен «Мечта Дали», являющийся частью специальной выставки «Форма мечты», является наглядной иллюстрацией слияния интерактивных технологий, искусства и вовлечённости человека. Это произведение до сих пор выставлено в Музее Дали и является памятником сотрудничеству, разработанному The Dalí в знак уважения к Сальвадору Дали совместно с Goodby Silverstein & Partners, Minds Over Matter и OpenAI. Цель гобелена — визуализировать мечту каждого посетителя, попросив его описать повторяющийся сон в письменной форме. В результате компиляции получается уникальный 12-футовый гобелен, изображающий слияние человеческих грёз в ярких красках и захватывающих деталях.
Протесты и принятие
Le Pape des Escargots, Max Parisot du Lyaumont, 2021 год.
То, на создание чего художникам потребовались бы часы или даже месяцы, в цифровую эпоху можно визуализировать за считанные мгновения, поскольку нейронные сети помогают повысить креативность. В результате ошеломляющего поворота событий ежегодный художественный конкурс ярмарки штата Колорадо наградил Джейсона М. Аллена из Пуэбло Уэст, штат Колорадо, за его работу, нарисованную Midjourney, программой искусственного интеллекта, создающей гиперреалистичную графику. Наступление цифровой эры не принимается другими художниками, такими как Келли Маккернан из Теннесси, которые подают коллективные иски против использования их имён и художественных стилей в изображениях, созданных искусственным интеллектом. Маккерман был не одинок в своих суждениях, поскольку имена других художников также использовались для создания изображений чего угодно — от инопланетных мотоциклов и готических сцен похорон до научно-фантастических пейзажей и роботов. Вместе с художницами Сарой Андерсен и Карлой Ортис Келли сейчас ведёт судебную тяжбу против генераторов изображений с искусственным интеллектом Midjourney, Stable Diffusion и DreamUp.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Малоизвестные факты о цифровой живописи, которые доказывают, что этот жанр - высокое искусство >>
Сообщество DADA
Creeps & Wierdos от DADA. \ Фото: theparisreview.org.
Оппозиция — это совершенно естественная реакция на конкуренцию, точно так же, как критика — неотъемлемая часть художественного творчества. Поэтому вполне нормально ожидать конфликта в мире искусства, который сам по себе находится в постоянном движении и изменениях. Прорыв блокчейна в сферу творчества в 2020 году с появлением NFT часто рассматривается как важная веха для искусства, объединяющая произведения реального мира в цифровую среду. Печально известная коллекция Bored Ape Yacht Club считается вершиной эпохи, хотя образы из неё обречены быть универсальными и повторяющимися.
Розовый мотель, Clement Dezelus, 2016 год. \ Фото: artsper.com.
Но мало кто помнит, что сообщество DADA было основано ещё в 2014 году как пространство, где художники могли свободно выражать своё творчество и делиться результатами в обстановке совместной работы. Результатом такого сотрудничества стала коллекция Creeps & Weirdos NFT, выпущенная на Хэллоуин 2017 года. Это одновременно жутковато и эстетично, призвано вдохновлять и быть символичным. DADA раздвинула границы креативности цифровой эры, создав так называемые рабочие группы по невидимой экономике, которые представляют будущее искусства, отделённое от общего арт-рынка, и всё это основано на внутренней экономике, созданной художниками для художников и управляемой ими.
Заключение
M377, Jesus Perea, 2018 год. \ Фото: artsper.com.
Многие люди опасаются, что современные технологии, которые могут мыслить и творить самостоятельно, способны разрушить традиционные формы искусства и свести на нет роль художников как провидцев и иллюстраторов человеческих эмоций. На самом деле необъятность цифрового мира расширяет и видоизменяет креативность, подпитывая художников вдохновением и мотивацией к тому, чтобы преуспеть и выйти за рамки совместного мышления человека и машины. По сути, мы являемся свидетелями становления нового вида искусства, который привлекает внимание и критику, ещё больше стимулируя вечную эволюцию искусства, которая продлится на протяжении всей истории.
Так стоит ли опасаться современным художникам нейросетей, или это всё предрассудки? На эти и многие другие негласные вопросы ответит подборка очеловеченных российских городов, созданных искусственным интеллектом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: