Лишь немногие мировые лидеры понимают ценность визуального искусства и ее роль в политической работе руководителя. Выгодную функцию искусства всегда осознавал Наполеон Бонапарт. На протяжении всей своей политической карьеры и вплоть до его полного отстранения от должности в 1815 году, Наполеон использовал искусство (и талант художников), чтобы продемонстрировать свою политическую мощь. Одним из самых известных изображений французского лидера является написанная в 1806 году картина Жана-Огюста-Доминика Энгра «Наполеон на его имперском троне».
Ныне самый культовый портрет императора Наполеона I, картина Энгра первоначально была отвергнута как чрезмерно готическая, архаичная и даже «варварская». В этой работе Энгр изображает Наполеона не только как императора французов, но и как божественного правителя. Богато украшенный, недавно коронованный император представлен среди мешанины римских, византийских и каролингских символов.
Жан-Огюст-Доминик Энгр
Многообещающий молодой ученик Жака-Луи Давида, Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867) был одним из нескольких художников, получивших официальное поручение изобразить Наполеона, одетого в одну из множества коронационных мантий. Точно неизвестно, кто заказал работу. Однако Корпус «Легислатиф» выкупил картину 26 августа 1806 года и предназначил ее для приемной президента Ассамблеи. Вскоре после рубежа XIX века Энгр был одной из восходящих звезд и новых голосов французского неоклассического движения. Этот художественный стиль был частично основан престижным учителем Энгра. Главной целью Энгра в подготовке портретов французского вождя было прославление Наполеона. Поэтому художник использовал мебель, одежду и обстановку, чтобы превратить Наполеона из простого смертного в могущественного бога. Живопись Энгра была вдохновлена искусством исторического изображения силы. Это была стратегия, аналогично используемая самим Наполеоном, который часто использовал символику Римской и Священной Римской империи, чтобы усилить свое правление.
Трон
Все на картине иконографически выражает легитимность этого нового типа правителя - Императора. Наполеон восседает на внушительном, округлом и позолоченном троне, подобно тому, на котором сидит Бог во фламандском шедевре Яна ван Эйка «Алтарь Гента» (1430–32).
Гентский алтарь Ван Эйка / Наполеон Энгра
Кстати, во время наполеоновских войн центральные панели алтаря Гента с изображением Бога на троне находились в Музее Наполеона (ныне Лувр) - именно в тот момент, когда Энгр писал портрет Наполеона. Подлокотники на портрете Энгра сделаны из пилястр, увенчанных резными имперскими орлами и полированными сферами из слоновой кости. Крылатый имперский орел появляется и на ковре на переднем плане. С левой стороны коврика можно увидеть два картуша. Самыми высокими являются весы правосудия (некоторые интерпретируют это как символ знака Зодиака Весов), а второй - изображение Мадонны Рафаэля (Энгр очень восхищался им).
Фрагменты ковра и подлокотника
Одеяние и взгляд
Не только трон говорит о божественности руководителя. На его голове золотой лавровый венок, знак господства (и в более широком смысле, победы). Наполеон на картине пристально и твердо смотрит на зрителя. Кроме того, Наполеон ослеплен роскошью собственной одежды и атрибутов своей власти. Он несет в себе буйство регалий далекого каролингского прошлого: в левой руке Наполеона - жезл, увенчанный рукой правосудия, а правой рукой он захватывает скипетр Карла Великого. Этот скипетр позиционирует Наполеона как преемника французской королевской семьи. Экстравагантная медаль от Легиона d'honneur свисает с плеч Императора на цепочке, инкрустированной золотом и драгоценными камнями. Медаль Почетного легиона покоится на роскошном горничном воротнике покровителя. Огромный трон и одеяния горностая украшены пчелами (символ империи).Фрагменты жезла
Оценка общества
Удивительно, но картина не встретила одобрения публики, когда была представлена на Салоне в 1806 году. Что еще более важно, она не понравилась Жан-Франсуа Леонору Мериме, человеку, задачей которого было определить, подходит ли законченная работа для Императора. Даже его собственным учителем, Жаком-Луи Дэвидом, полотно было отклонено как «неразборчивое». Когда неоклассический стиль начал ослабевать, а общество предпочитало более естественное и современное представление власти, сложный сборник исторических мотивов Энгра казался ретроградным и устаревшим. Восхищаясь техническим мастерством художника, Мериме чувствовал, что эти ссылки на искусство прошлого зашли слишком далеко, назвав произведение «готическим и варварским». Мериме считал, что портрет не будет принят дворцом. Кроме того, лицо Императора было недостаточно похоже на него. Поэтому картина так и не отправилась императору. В 1832 году король Луи-Филипп передал полотно отелю «Дом Инвалидов (Hôtel National des Invalides)», где оно находится по сей день.Несмотря противоречивую оценку общества, Энгр открыл новый поворот в неоклассическом стиле и продемонстрировал свой интерес к искусствоведческим ссылкам и стилистическим экспериментам. Наполеона Энгра можно прочитать как фигуру с квазибожественной силой. Художник буквально исключает Наполеона Бонапарта из рядов смертных на земле и превращает его в греческого или римского бога Олимпа.
Зевс Фидия / Юпитер и Фетида Энгра
Действительно, он сидит в положении, аналогичном положению греческого бога Зевса, в известной скульптуре Фидия (давно уничтоженный, но сохранившийся в римских копиях). Наполеона также можно сравнить с картиной самого Энгра 1811 года - «Юпитер и Фетида». Колоссальный размер полотна и неоклассическая точность красноречиво демонстрируют политическую власть и военную мощь Наполеона. Общий посыл этой картины - не просто коронация Наполеона, а его божественный апофеоз.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: