Николай Рерих был художником, учёным, археологом, авантюристом, редактором и писателем, и это лишь малая часть того, что известно об этом удивительном человеке. Объединив все свои усилия, он написал и представил первый в мире «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Рерих дважды номинировался на Нобелевскую премию мира и создал философскую школу живой этики. Но самым интересным из его начинаний был поиск скрытых тайн мира, включая неуловимую Шангри-Ла. Его бессмертная любовь к различным народным традициям: славянским, индийским, тибетским – была тем, что вызвало его интерес к таинственной Шамбале, а его стремление увидеть невидимое и понять непостижимое отражено в его искусстве и писаниях.
Николай родился в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье немца и русской. Будучи ребёнком знатного происхождения, он был окружён книгами и интеллектуальными друзьями своих родителей. В возрасте восьми лет он поступил в одну из самых престижных частных школ города. Изначально предполагалось, что его образование поставит его на путь юриста. Однако у Николая были гораздо более грандиозные планы. Проводя каникулы в поместье Извара, он открыл для себя страсть, которая определит его дальнейшую жизнь: народные легенды. Окутанная тайной и наполненная обнаруженным древним наследием, Извара стала местом, где Николай впервые попробовал себя в качестве археолога.
Портрет Николая, Святослав Рерих, 1937 год. \ Фото: google.com.
Создавая подробные карты региона и описывая свои находки, молодой Рерих привлёк внимание одного из самых выдающихся российских археологов того времени – Льва Ивановского, которому он помогал в раскопках загадочных местных курганов. Тайна этих захоронений и языческие традиции впоследствии подтолкнули Николая к созданию нескольких своих шедевров, вдохновлённых славянскими легендами. Тогда в его голове промелькнула мысль: а что, если в сказках есть доля правды. И, возможно, то, что не может быть открыто археологией, можно представить с помощью искусства.
Хижина в горах, Николай Рерих, 1911 год. \ Фото: concertgebouw-brugge.pageflow.io.
Одержимый прошлым, он начал рисовать. Вскоре его талант заметил друг семьи, скульптор по имени Михаил Микешин. Поскольку отец Николая хотел, чтобы его сын стал успешным юристом, как и он сам, и никогда не одобрял его занятия, тем не менее, молодой художник поступил и в Санкт-Петербургский университет, и в Российскую академию художеств. С ростом русского символизма и его поиском скрытых истин и гармонии Николаю было суждено попасть под чары молодых художников, которые позже создали группу, известную как «Мир искусства». В 1897 году он окончил академию, представив свою заключительную работу «Вестник». Через год он окончил университет, но отказался от всех идей об адвокатской практике.
Сеча при Керженце, Николай Рерих, 1911 год. \ Фото: pinterest.ru.
Очарованный средневековыми традициями России, Николай путешествовал по империи, восстанавливая памятники и собирая фольклор. Прежде чем отважиться открыть для себя Шангри-Ла, он обратился к русским мифам, в надежде найти легендарный город Китеж.
Якобы расположенный на озере Светлояр и возведённый русским князем в конце XII века, Китеж занимал пространство между мечтами и реальностью. Как и Шангри-Ла, Китеж должен был быть местом художественной красоты и утонченности. Подобно Шангри-Ла, он был скрыт от посторонних глаз. Город был поглощён водами озера, которое когда-то защищало его от татарского нашествия. Сам Николай позже считал, что Китеж и Шамбала вполне могут быть одним и тем же местом. Его местоположение не связано с настоящей реальностью, а вход в него скрыт где-то в Гималаях.
Идолы, Николай Рерих, 1901 год. \ Фото: ru.wikipedia.org.
Самая известная работа художника, посвящённая Китежу – «Сеча при Керженце», была создана для фестиваля «Русские сезоны» в Париже. Это был великолепный занавес, который заставлял зрителя, как и художника, искать затерянный город. Рериховское изображение Китежа светится красным и оранжевым, воды озера отражают неминуемое кровопролитие предстоящей битвы. На переднем плане появляется сам Китеж, отражение его луковичных куполов и богато украшенных крылец видно в оранжевом озере. Играя с перспективой, Николай создал мечту о русской Шангри-Ла, которая открывалась только самым наблюдательным зрителям.
Кришна, или Весна в Кулу, Николай Рерих, 1929 год. \ Фото: reddit.com.
Интерес Николая к ранней славянской истории разделяли и его современники, в том числе композитор Игорь Стравинский, чей балет «Обряд весны» принес славу и успех как композитору, так и художнику. Эти славянские темы вновь появились во многих произведениях Рериха. Начало Руси, славяне отражают представления Николая о мистических силах и знаниях его предков. Идолы изображают торжественный языческий обряд, возвещающий о присутствии давно ушедших богов. Погрузившись в славянские мифы, художник начал искать подобные легенды в фольклоре других стран от Китежа до более абстрактного понятия Шангри-Ла. Работая с самыми выдающимися русскими художниками своего времени, он создавал эскизы мозаик и фресок, воскрешая технику средневековых русских и византийских мастеров.
Тангла. Песня о Шамбале, Николай Рерих, 1943 год. \ Фото: twitter.com.
Стремление художника к универсальности привело его к восточному искусству. По мере того, как он собирал восточноазиатское искусство, особенно японское, и писал статьи о японских и индийских шедеврах, его внимание сместилось со славянского эпоса на индийские легенды. Будучи любителем красок, Николай отказался от масел и обратился к темпере, которая позволила ему создавать эти искомые тёплые оттенки и насыщенные цвета. Его изображение Гималаев не слишком отличается от его изображения русских полей, где природа всегда доминирует над человеком, а искусственно уменьшенный горизонт подавляет зрителя.
Канченджанга, или Пять сокровищ Высокого снега, Николай Рерих, 1944 год. \ Фото: facebook.com.
С 1907 по 1918 год в России и Европе появилось десять монографий, посвящённых творчеству Рериха. Что касается самого художника, то его судьба сделала неожиданный поворот, который приблизил его к тайне Шангри-Ла. В 1916 году Николай заболел и вместе с семьёй переехал в Финляндию. После Октябрьской революции он был изгнан из СССР. Художник не вернулся домой, а вместо этого переехал в Лондон и присоединился к Оккультному теософскому обществу, которое преследовало те же принципы мировой гармонии, которые руководили жизнью Николая. Идея раскрыть свой внутренний потенциал и найти связь с космосом через искусство подтолкнула Рериха и его жену Елену к созданию нового философского учения – «Живой этики».
Святогор, Николай Рерих, 1942 год. \ Фото: belij-gorod.ru.
Следующие годы своей жизни он провёл в США и Париже, где участвовал в успешных выставках и искал новые легенды, которые пленили его не меньше, чем славянский фольклор. В то время как русская тематика оставалась заметной в жизни Николая, его страсть к Центральной Азии и Индии вскоре затмила другие его устремления. В 1923 году он организовал грандиозную археологическую экспедицию в Центральную Азию, надеясь найти таинственную Шангри-Ла. В последующие годы своих исследований в Азии Рерих написал две этнографические книги о Гималаях и Индии. Он также создал более полутысячи картин, которые запечатлели красоту пейзажей, с которыми он столкнулся.
Шангри-Ла Рериха, как и Китеж, была мечтой, видением нетронутой и волшебной красоты, к которой имели доступ лишь избранные. Невозможно выяснить, где находится Шангри-Ла, так как художник полагал, что нашёл её, бродя по горам. Его захватывающие дух пейзажи доказывают, что он прав. Опираясь на легенды о Китеже и Шамбале, он наметил свои маршруты и записал свои впечатления в нескольких книгах.
Эн-но Гёдзя - друг путешественников, Николай Рерих, 1925 год. \ Фото: google.com.
После экспедиции семья Николая основала Гималайский научно-исследовательский институт в Нью-Йорке и Институт Урусвати в Гималаях. Он написал Хартию, которая позже будет известна как Пакт Рериха – первый в мире договор, защищающий памятники искусства и культуры от войн и вооружённых конфликтов. Как историк искусства, художник и археолог, он был идеальным кандидатом по защите памятников.
Александр Невский, Николай Рерих, 1942 год. \ Фото: google.com.
В 1935 году художник переехал в Индию, погрузившись в индийский фольклор и создав свои самые известные картины. Он ни разу не отказался от своей любви к неровным линиям и контрастам, а также к протяженным горизонтам, которые отмечают многие из его картин. Николай считал Индию колыбелью человеческой цивилизации и стремился найти связи между русской и индийской культурой, ища сходные закономерности в легендах, искусстве и народных традициях. Это включало его любимую тему затерянного города Шангри-Ла, из которого была вдохновлена Шамбала.
И открываем врата, Николай Рерих, 1922 год. \ pinterest.de.
Он писал, что путь в Шамбалу — это путь сознания в его Сердце Азии. Простая физическая карта не приведёт вас в Шангри-Ла, но открытый разум, сопровождаемый картой, может выполнить эту задачу. Картины Николая были картами, которые давали зрителю возможность быстро увидеть Шангри-Ла: место безмятежной мудрости, выполненное в ярких цветах и искажённых формах. Он погрузился в индийскую культурную жизнь, подружился с Индирой Ганди и Джавахарлалом Неру и продолжал рисовать свои любимые горы и легенды.
Держательница Мира, Николай Рерих, 1937 год. \ Фото: inf.news.
В своих более поздних работах он отмечал, что две темы всегда захватывали его воображение: Древняя Россия и Гималаи. Работая над своей Гималайской сюитой, он создал ещё три картины – «Пробуждение богатырей», «Настасья Микулишна» и «Святогор».
В это время Советский Союз был опустошён Второй мировой войной. Николай хотел выразить тяжёлое положение русского народа в своих картинах, сочетая в них как индийскую, так и русскую тематику. Рисуя Гималаи, он верил, что действительно открыл Шангри-Ла. Часть его рассказа может даже оказаться правдой. Все более поздние картины художника имеют одно общее качество – их растянутый вид с высоты птичьего полета на зубчатые очертания гор и сгруппированную архитектуру.
Пантелеймон-целитель, Николай Рерих, 1916 год. \ Фото: yandex.ua.
Стилистически его картины, изображающие русские былины, похожи на его индийские картины. Его любовь к контрастам и преувеличенным формам доминирует в композиции. Захватывающий характер его работ увлекает зрителя, перенося в мистическое место: Китеж или Шамбала, или, возможно, Шангри-Ла, термин, который стал прозвищем для любого затерянного города.
Заморские гости, Николай Рерих, 1901 год. \ Фото: sochinyalka.ru.
В отличие от других художников своего времени, Николай избежал ловушки ориентализма. Он никогда не изображал Восток другим. Для него и Восток, и Запад были просто двумя сторонами одной медали, его увлечение русскими богатырями равнялось его интересу к индийским героям и гуру. Он отказывался различать их и вместо этого искал связи, теософские взгляды подталкивали исследовать пределы духовного в своих картинах.
Будучи международной фигурой, он никогда не переставал искать эти связи, его особый стиль живописи приспосабливался к изображению русских, индийских и даже мексиканских тем. Возможно, именно желание разобраться во всех легендах мира побудило его написать Шангри-Ла в первую очередь.
Матерь Мира, Николай Рерих, 1924 год. \ Фото: youtube.com.
За двадцать лет он написал около двух тысяч гималайских картин, часть потрясающей коллекции из семи тысяч картин. Долина Кулу, расположенная среди величественных заснеженных вершин, стала его домом и рабочим местом. Именно здесь в 1947 году умер Николай. Согласно его желанию, его тело было кремировано. Ему был дарован титул святого или махариши. Между двумя странами, которые он очень любил, он умер в Индии, недалеко от входа в мистическую Шамбалу. Для человека, который нашёл свою Шангри-Ла, его последнее желание остаться рядом с ней вполне уместно.
В продолжение темы о Николае Рерихе, читайте также о том, как художник спасал искусство, подписав пакт.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: