Первое десятилетие XXI века оказалось благоприятным для художественной индустрии: самая дорогая картина в мире была продана на аукционе за баснословную сумму, постоянно растущий интерес к искусству коренных народов и меньшинств, а также неугасающее влияние социальных сетей на эстетическую перспективу сделали своё дело, сыграв одну из главных ролей. Американское искусство не стало исключением, и некоторые из самых ценных шедевров из Штатов переходили из рук в руки, устанавливая новые мировые рекорды на аукционах.
Двадцатый век ознаменовался взрывом творчества и инноваций в американском искусстве, что нашло отражение в одиннадцати перечисленных здесь шедеврах. Хотя некоторые из них были размещены в отделах современного искусства крупнейших аукционных домов, каждый из них внёс свой вклад в репутацию и успех американского искусства в целом.
1. Норман Роквелл
Новичок, Норман Роквелл, 1957 год. \ Фото: pinterest.ru.
Первоначально созданная как обложка для издания Saturday Evening Post, сцена из раздевалки Нормана Роквелла вскоре стала культовым изображением. На протяжении середины ХХ века плодовитые иллюстрации Нормана помогали формировать национальную идентичность, и как одна из старейших и самых любимых бейсбольных команд Высшей лиги страны, «Бостон Ред Сокс» были верным способом тронуть сердца даже самых чёрствых американцев.
Эта картина, изображающая узнаваемых игроков в бейсбол и опубликованная во время отставки легенды бейсбола Теда Уильямса, актуальна и по сей день, считаясь картиной вне времени. На картине изображён новобранец, вызывающий противоречивые эмоции, поскольку атрибутика Red Sox представляет собой чувство триумфа и славы, в то время как неуклюжий новичок не может не вызывать чувства тревоги и даже смущения. Глубокий эмоциональный отклик, вызванный внешне простым изображением, несомненно, является причиной того, что эта картина была продана на аукционе в 2014 году за ошеломляющую сумму в размере двадцати двух миллионов долларов.
2. Эдвард Хоппер
Восточный ветер над Вихокеном, Эдвард Хоппер. \ Фото: artagencypartners.com.
Один из самых важных и влиятельных художников двадцатого века, Эдвард Хоппер отличался от своих современников тем, что запечатлевал сцены повседневной американской жизни с эмоциональной, но неприкрытой честностью. Это воплощено в работе «Восточный ветер над Вихокеном».
Несмотря на отсутствие драматизма или очевидной красоты, картина заряжена напряжением и эмоциями, особенно в результате знака «Продаётся», который может означать движение вперёд и прогрессию, но в равной степени предполагает трудности и борьбу, вызывая двоякие ощущения. В 2013 году данная работа была продана на аукционе Christie's за сорок один миллион долларов.
3. Джорджия О'Кифф
Дурман, Джорджия О'Кифф. \ Фото: wordpress.com.
Постоянно черпая вдохновение в растительном мире, Джорджия О'Кифф захватила американскую природу в совершенно новом масштабе. Вместо обширных пейзажей и широких перспектив она выбрала маленькие бутоны или отдельные листья в качестве предмета своих картин, надеясь, что даже занятые ньюйоркцы получат возможность оценить красоту природного мира.
Один цветок, который фигурирует на многих картинах О'Кифф — это травка Джимсона (дурман обыкновенный), ядовитое растение, которое она обнаружила недалеко от своего дома в Нью-Мексико. Её картины крупным планом, изображающие нежный, но ядовитый цветок, превращают опасное в прекрасное и замораживают эфемерное, делая его бессмертным.
Несмотря на интимный подтекст, который часто приписывали её цветочным картинам, О'Кифф настаивала на том, что они были данью уважения красоты природы и что такие интерпретации являются результатом собственных проекций критика, а не её намерений.
Когда картина «Дурман/Белый цветок № 1» появилась на аукционе Sotheby's в 2014 году, она вызвала удивление и оживление публики в тот самый момент, когда её продали почти за сорок пять миллионов долларов, что сделало её самой дорогой работой женщины-художника.
4. Марк Ротко
№ 10, Марк Ротко, 1958 год. \ Фото: artscash.com.
Хотя на первый взгляд это кажется настолько простым, что любой человек с кистью и холстом мог бы нарисовать № 10 - одну из самых известных картин Марка Ротко. На самом деле данная работа представляет собой мастерство художника как в инструментах, так и в технике. Масла, кажется, сияют сверхъестественным сиянием, которое придаёт картине энергию и движение. Цветовая палитра вызывает непосредственные ассоциации с жаром, огнём и страстью, а области, в которых жёлтый цвет встречается с оранжевым, а красный переходит в чёрный, пронизаны навязчивым чувством неизвестности.
Кто знает, чем руководствовался один из анонимных участников торгов на Christie's, который без сожаления расстался с внушительной суммой в размере восьмидесяти двух миллионов долларов, приобретя «№10» для собственной коллекции.
5. Энди Уорхол
Тройной Элвис, Энди Уорхол. \ Фото: elimparcial.es.
После того, как он изобразил таких людей, как Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и Марлон Брандо, было почти неизбежно, что мастер поп-арта обратится к Королю рока, чтобы завершить свой пантеон американских икон. Увлечение Уорхола популярной культурой сделало Элвиса Пресли идеальным объектом для одной из его характерных шелкографических гравюр. Перекрывающиеся монохромные изображения, напоминающие киноплёнку, и идея серебряного экрана, отраженного в полированном фоне, переносят зрителя в мир Голливуда 1950-х годов, создавая незабываемое впечатление. Этот образ настолько силён, что был куплен на Christie's в 2014 году за кругленькую сумму в размере восьмидесяти двух миллионов долларов.
6. Барнетт Ньюман
Чёрный огонь, Барнетт Ньюман. \ Фото: wordpress.com.
Между 1958 и 1966 годами Барнетт Ньюман (Ньюмен) создал серию работ чёрным пигментом на открытых холстах. Их простота и символическое взаимодействие между светом и тьмой воплощают чувство торжественности и необъятности, порождённое потерей художником своего брата. Ньюмен перевёл своё горе и озабоченность смертностью в произведения искусства, которые являются грубыми и напряжёнными, но в то же время утончёнными и гармоничными.
Ссылка на огонь в названии приглашает зрителя увидеть движение и страсть даже в линейной «молнии» и монохромной палитре. Это произведение, безусловно, зажгло огонь в сердце одного анонимного участника торгов, который купил полотно «Чёрный огонь I» на Christie's в 2014 году за восемьдесят четыре миллиона долларов.
7. Марк Ротко
Оранжевый, красный, жёлтый, Марк Ротко, 1961 год. \ Фото: ru.wikipedia.org.
«Оранжевый, красный, жёлтый» - цвета, как и картина Марка Ротко привлекают глаз и эмоции по многим из тех же причин, что и № 10. Его тёплая цветовая палитра, кажется, излучает свет от масла, и лиминальные области, в которых один оттенок становится другим, требуют особого созерцания. Однако, в отличие от № 10, эта пьеса излучает жизненную силу и не несёт никакого намёка на темноту, которая, кажется, означает конец.
Мириады лёгких мазков создают разнообразные текстуры: от почти прозрачной до насыщенной опалесценции, что придаёт картине поразительное ощущение глубины. В сочетании с огромным размахом полотна, которое составляет почти 8 футов в высоту, это создаёт эффект окутывания зрителя интимным шлейфом тепла. Именно поэтому эта работа Ротко была на аукционе Christie's в 2012 году почти за восемьдесят семь миллионов долларов.
8. Эдвард Хоппер
Чоп суэй, Эдвард Хоппер. \ Фото: pinterest.com.
«Чоп суэй» часто считается самой совершенной картиной Эдварда Хоппера из-за того, что она обращается ко всем чувствам и приглашает зрителя создать историю в своём уме. Подобно Восточному ветру над Вихокеном, «Чоп суэй» фокусируется на более спокойных моментах американской жизни, представляя повседневную сцену широкими мазками кисти и приглушёнными тонами.
Вместо фотографического реализма, к которому стремились многие его сверстники, этот стиль вызывает эффект воспоминания или сна. Очаровательная и таинственная сцена установила рекорд как самая дорогая работа Хоппера, когда она была продана на аукционе Christie's в 2018 году чуть менее чем за девяносто два миллиона долларов.
9. Рой Лихтенштейн
Медсестра, Рой Лихтенштейн. \ Фото: barnebys.fr.
Задолго до того, как она была продана на Christie's за девяносто пять миллионов долларов в 2015 году, «Медсестра» Роя Лихтенштейна стала культовым произведением американского искусства, воплощая вызов поп-арта традиционному пониманию изобразительного искусства. Взяв пример с современных рекламных кампаний, комиксов и меркантильности, поп-арт дал своей аудитории новый объектив, через который можно было интерпретировать окружающий мир и сообщения, которые они получали.
Работа «Медсестра» сохраняет ощущение глубины и энергии, порождённое обширным полем ручных трафаретных (а не машинных) точек, которые составляют лицо женщины, рукава и фон. В сочетании со смелыми линиями и цветами, составляющими остальную часть изображения, картина висит на грани где-то между пародией, искренностью и иронией.
10. Жан-Мишель Баския
Без названия, Жан-Мишель Баския. \ Фото: lacloche.org.
Получив экземпляр «Анатомии Грея» во время восстановления после автомобильной аварии, Жан-Мишель Баския увлёкся человеческим телом, о чём свидетельствуют картины, которые он создал уже взрослым. Череп - один из самых узнаваемых образов, который регулярно появляется в его творчестве, символ, который возводит мост между жизнью и смертью.
Примером тому служит его работа «Untitled», в которой яркие цвета и резкие, хаотичные мазки контрастируют с затонувшим, приглушённым изображением черепа. Сочетая научную основу с городским стилем, картина воплощает новый подход Баскии к искусству. Это было продемонстрировано на выставке Баскии, которая была представлена без названия как единственная выставленная вещь, а также на аукционе Sotheby's, где картина была продана в 2017 году за сто десять миллионов долларов.
11. Энди Уорхол
Серебряная автокатастрофа, Энди Уорхол. \ Фото: google.com.
Как и «Тройной Элвис», «Серебряная автокатастрофа» Энди Уорхола использует комбинацию шелкографии и серебряной краски, но эффект совершенно иной. «Серебряная автокатастрофа» подчёркивает, что, хотя автомобиль может быть квинтэссенцией свободы, промышленности и американской мечты, он также обладает способностью вызывать смерть, разрушения и катастрофы.
Заманчиво ужасное изображение разбитого автомобиля, повторяемое снова и снова, и навязчиво чистый холст, стоящий рядом с ним, привлекли внимание трёх чрезвычайно известных коллекционеров искусства: Джан Энцо Спероне, Чарльза Саатчи и Томаса Аммана. Анонимный участник аукциона Sotheby's купил картину в 2013 году за сто пять миллионов долларов - самую высокую цену, когда-либо заплаченную за Уорхола.
В продолжение темы – 10 восхитительных пейзажных картин, которые заряжают зрителя самой настоящей «возвышенной энергией» и дарят море всевозможных эмоций.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: