Брак русского барда и поэта Владимира Высоцкого и французской актрисы Марины Влади длился в течение десяти лет, не считая двух предшествующих лет, когда развивались их отношения. Несмотря на то что фактически они жили на две страны – он в России, она во Франции, – несколько месяцев в году им все же удавалось проводить вместе, и с самого начала они мечтали о своем доме. Точнее, мечтала Марина, а Высоцкий стремился к тому, чтобы ее мечта сбылась. И этой мечте суждено было сбыться, но построенный дом не принес им даже короткого счастья.
Давняя мечта о своем доме
Владимир Высоцкий и Марина Влади мечтали о своем доме. / Фото: graziamagazine.ru
За двенадцать лет, в течение которых длились отношения и впоследствии брак Владимира Высоцкого и Марины Влади, им приходилось жить у своих друзей, снимать номера в гостиницах, ютиться в двухкомнатной квартире у мамы Высоцкого - Нины Максимовны, пока, наконец, в 1975 году они смогли приобрести трехкомнатную кооперативную квартиру на Малой Грузинской в Москве.
Перед этим было личное письмо Марины Влади генеральному секретарю Леониду Брежневу, шесть лет томительного ожидания и многочисленных визитов в разные инстанции для сбора необходимых подписей и разрешений.
Они были безмерно рады новой квартире, хотя ее расположение было не совсем удачным - на восьмом этаже, недалеко от зоопарка, совсем рядом со студенческим общежитием, поэтому летом из раскрытого окна в квартиру доносились самые разные звуки и запахи. А из окна кабинета Высоцкого было видно старое, сохранившееся со времен войны полуразрушенное здание, служившее в ту пору плодоовощным складом.
Поэтому и после переселения в квартиру они продолжали мечтать о доме, который бы располагался где-то в тихом, уютном месте, и куда можно было бы приехать вдвоем на несколько дней, отдохнуть от житейских проблем, от дел, от суеты большого города.
Но с приобретением дома была одна проблема - Марине Влади, как иностранке, не разрешалось выезжать за пределы Москвы дальше чем на 100 километров, а в ближайшем Подмосковье цены на дома были очень высокими, и опять же, не везде можно было поселиться иностранке.
Мечта, ставшая реальностью за год до смерти Высоцкого
Дом Влаимира Высоцкого и Марины Влади, построенный на участке Эдуарда Володарского
Узнав о проблемах Владимира Высоцкого, его друг драматург Эдуард Володарский предложил построить дачный домик прямо на своем участке, расположенном в кооперативе «Советский писатель», в подмосковном поселке Красная Пахра. Владимир Высоцкий и Марина Влади с радостью приняли это предложение, и вскоре на участке вовсю началось строительство.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как режиссер Говорухин разыграл Высоцкого и другие малоизвестные факты о выдающемся барде
Достать строительные материалы в то время было не так просто, и Высоцкому приходилось заключать неофициальные сделки с различными строительными организациями, «рассчитываясь» своими концертами.
Фундамент дома помогли заложить строители, трудившиеся на стройке соседнего санатория. Узнав, что это будущий дом Высоцкого, они постарались от души, и даже отказались брать оплату, попросив Высоцкого вместо этого выступить для них с концертом. В другой раз было наоборот: притащив с какой-то стройки бетонные блоки и узнав, для кого они предназначались, рабочие «заломили» за них сверхвысокую цену.
Строительство дома продолжалось около двух лет, и к завершению 1979 года оно наконец-то подошло к концу. Дом получился чудесным - небольшим, но очень уютным, с камином, сауной, спальней и большой кухней для «посиделок» друзей.
Дом обставили современной английской мебелью, которую Марина Влади приобрела на предновогодней лондонской распродаже и привезла в Москву.
Свой последний Новый год Владимир Высоцкий и Марина Влади встретили в этом доме, в компании близких друзей и соседей по дачному поселку. И хотя отопление к дому еще не было проведено, они веселились и радовались от души, пили шампанское, танцевали, слушали песни Высоцкого под гитару.
В последние месяцы жизни Высоцкого
Марина Влади на пороге их дома
Ходили разные разговоры относительно того, что происходило в том доме в последние полгода жизни Высоцкого. Одни говорили, что они с Мариной Влади еще несколько раз приезжали туда, чтобы провести вместе время, а двери их дома всегда были открыты для друзей. Другие утверждали, что в последние месяцы жизни Высоцкого можно было увидеть там только с его возлюбленной Оксаной.
По свидетельству некоторых близких друзей, Высоцкий вообще не любил этот дом, поскольку не чувствовал себя в нем хозяином. Якобы по завершении строительства Володарский поставил ему условие - всякий раз накануне Высоцкий должен был звонить его жене Фариде и предупреждать о своем приезде. Высоцкого это злило, однажды в сердцах он даже пообещал сжечь этот дом.
Его друзья утверждали, что он вообще был городским человеком, ему была близка энергетика большого города, а согласился он на строительство этого дома исключительно из-за Марины, которая мечтала об уютном семейном «гнездышке», вдали от городской суеты. Кроме того, она надеялась, что вдали от города у Высоцкого будет меньше поводов для увлечения алкоголем.
Конфликт между родственниками и хозяином участка
Хозяин участка Эдуард Володарский. / Фото: kotbeber.livejournal.com
По слухам, первая стычка между Мариной Влади и Эдуардом Володарским произошла через несколько дней после похорон. Марина потребовала у Фариды рассказать, с кем приезжал сюда Высоцкий в ее отсутствие. Эдуард Володарский был возмущен таким вопросом и отрезал: «Какая теперь разница, когда его уже нет в живых».
Этот неприятный разговор положил начало долгому и запутанному конфликту, со взаимными претензиями и обвинениями, с вовлечением других людей в эту историю и разрывом отношений, когда одни заняли сторону Марины, другие же поддерживали Володарского.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Семейный клан музы Высоцкого Марины Влади: чем были известны за границей эмигранты Поляковы-Байдаровы
По версии Марины Влади, она хотела сохранить этот дом для сыновей Высоцкого, но Эдуард Володарский, предложивший когда-то Высоцкому свой участок для строительства, совсем не собирался делить его с другими членами семьи, тем более что дом на участке был построен незаконно, и у родственников не было на него никаких прав и документов.
Вероятно, в свое оправдание Володарский утверждал, что Марина Влади требовала продать дом, поскольку она вложила в его строительство 40 тысяч рублей - огромную по тем временам сумму. В ответ он предложил разобрать его на части и увезти с собой в Париж. Марину это глубоко обидело, понимая, что закон не на ее стороне, она попрощалась с домом своей мечты и больше никогда не появлялась в Красной Пахре.
Был ли дом Высоцкого уничтожен под колесами бульдозера
В доме Высоцкого за полгода до его смерти. / Фото: kotbeber.livejournal.com
В своей книге «Владимир или прерванный полет» Марина Влади пишет, что спустя несколько лет этот дом окончил свою жизнь под ножами бульдозера, который подогнали туда хозяева участка после долгих споров между ними, ее представителями и членами семьи Высоцкого.
Эдуард Володарский по-другому описал конец этой истории. По его словам, Марину Влади интересовали только деньги, и после того, как она поняла, что по закону не сможет продать этот дом и получить за него деньги, потеряла к нему интерес.
Со слов Володарского, после этого он позвонил отцу Высоцкого и предложил разобрать дом, перевезти брус к нему на дачу и собрать его там. Семен Владимирович так и сделал, приехав якобы с сыновьями Высоцкого - Аркадием и Никитой. Сыновьям Володарский дал по 15 тысяч рублей.
Но спустя много лет появилась третья версия этой запутанной истории. Насколько она правдива - судить трудно, но достоверно известно, что в конце 80-х годов Володарский продал участок, на котором когда-то находился дом Владимира Высоцкого. Его новым хозяином стал кинорежиссер Петр Тодоровский, поселившийся там со своей женой и сыном.
С тех пор прошло много лет, нет уже в живых ни Эдуарда Володарского, ни Петра Тодоровского. Его сын Валерий Тодоровский построил на этом участке большой дом, в котором живет со своей семьей.
Там же, на участке, есть еще один небольшой домик, который по документам считается библиотекой, и в котором проживает вдова режиссера - Мира Тодоровская. Она утверждает, что это и есть дом, который когда-то был построен Владимиром Высоцким, и сохранился с тех пор. Более того, здесь практически все осталось на прежних местах, как было при жизни поэта, только сауну Тодоровские переделали под вторую спальню.
Мира Тодоровская очень привязана к этому месту, но вспоминать о той давней, скандальной истории не любит, так же как и делиться ее подробностями. Многих очевидцев тех событий уже давно нет в живых, Марине Влади в прошлом году исполнилось 85 лет, поэтому вряд ли мы когда-то узнаем действительную судьбу дома Высоцкого.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: