Если не получается найти самого первого человека-британца, его надо создать самому. Так рассудил сто лет назад археолог-любитель по имени Чарльз Доусон, который преподнес миру одну из самых удивительных мистификаций в антропологии. Пилтдаунский человек, детище не эволюции, а увлеченного своим делом энтузиаста, на некоторое время затмил другие важные открытия и находки, составив конкуренцию и открытиям из пещеры Кро-Маньон, и исследованиям неандертальцев. Вот как это было.
Первый британец
В феврале 1912 года высокопоставленный сотрудник Британского музея, Артур Вудворд получил сообщение от Чарльза Доусона, которое обещало нечто заманчивое в смысле антропологических открытий. Во время работ в гравийном карьере Пилтдауна якобы были обнаружены фрагменты окаменелого черепа, вероятно, очень древнего. Великобритания не могла похвастаться какими-то особенно «возрастными» находками – прежде всего потому, что самые первые люди жили в Африке и до Европы не добирались. Что уж говорить о предках первых людей – найти такую особь в английской земле вообще представлялось невозможным.
Чарльз Доусон и Артур Вудворд
Вудворд включился в работу, начались раскопки, и спустя некоторое время были найдены еще фрагменты ископаемого скелета – челюсть с зубами, которую признали принадлежавшей все тому же черепу. Восстановив таким образом то, что осталось от древнего обитателя английских земель, исследователи поразились: выходило, что перед ними – то самое «недостающее звено», переходная стадия от обезьяны к человеку, и больше того, этот «самый первый человек» – британец! Наконец-то и на туманном Альбионе появился свой Неандерталь.
Помимо останков загадочного гоминида, при раскопках также были найдены примитивные каменные орудия, а еще – окаменелые фрагменты останков животных – части зубов мастодонта, слона, гиппопотама, лошади. Но главной сенсацией оставался, конечно, древний человек. Возраст его был оценен сначала в 500 000, а потом в миллион лет, Вудворд сделал по найденным останкам реконструкцию его облика, и в ноябре 1912 года газеты уже писали, что в Сассексе обнаружен самый ранний предок современного человека, и да, этот предок – британец.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как потерянный молоток помог найти тайник с римскими сокровищами - самый большой в Англии.
Человек из Пилтдауна
Пилтдаунский человек отличался большим объемом мозга – свыше 1000 куб. см, что было ближе по значению к современному человеку, чем к его предкам австралопитекам. При этом к «человеческой» форме черепа прилагалась массивная челюсть и клык, как у обезьяны. Одно с другим вступало в противоречие – получалось, что эволюция в этом случае началась с изменения мозга, а челюсти за изменениями образа жизни «не успевали»: это было непонятно, и вопросы оставались без ответа.
Находки восприняли всерьез. Источник: commons.wikimedia.org
Состоялось, разумеется, заседание Лондонского географического общества – находка с подробным описанием процесса ее обретения была представлена вниманию ученых мужей. При рассмотрении пилтдаунского человека бросались в глаза некоторые несостыковки, а определенные черты черепа противоречили тому, что было известно науке об эволюции человека, но ведь и ученые были британцами. Искушение оказаться в центре антропологической сенсации во многом определило успех пилтдаунского человека: все сошлись на том, что благодаря Доусону наконец был открыт недостающий элемент, который связал обезьяну и человека и продемонстрировал превращение первой во второго.
Вудворд назвал обнаруженный вид «эоантроп Доусона»; в ближайшие годы раскопки продолжались. Доусон привлек к ним и друга, философа и антрополога Тейяра де Шардена, который очень интересовался происходящим вокруг Пилтдауна. Были обнаружены новые окаменелые фрагменты: в двух милях от первоначальной находки откопали фрагменты другого черепа, еще одной особи «эоантропа Доусона». И вот уже те, кто недавно относился с сомнением к находкам, увидев их в Британском музее, были вынуждены признать их истинную ценность. О пилтдаунском человеке выходило множество публикаций, он занял, казалось, свое место в антропологии, но ненадолго: выяснилось, что вся эта история была мистификацией.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему до сих пор жива легенда о Черной панне Несвижского замка и Что скрывают о ней.
Разоблачение
Вероятнее всего, все задумал и осуществил сам Доусон. Он умер в 1916 году – и с тех пор ни одной находки, связанной с пилтдаунским человеком, сделано не было. Зато обнаружилось, посредством проведения ряда химических исследований, что найденные окаменелости не могут быть старше 50 000 лет. Челюсть принадлежала ископаемому орангутану, а черепная коробка – человеку Средневековья. Отдельно найденные зубы были зубами шимпанзе. Недавние тесты показали, что кости были искусственно «состарены» с помощью специальных растворов, а зубы подпилены с помощью напильника.
Главным мотивом мистификатора, видимо, было честолюбивое желание попасть в ряды серьезных археологов
В личной коллекции Доусона при этом тоже водились подделки – таких «экспонатов» из археологии было около четырех десятков. Чего именно хотел добиться археолог-любитель, слепив человеческий череп и челюсть обезьяны? Вероятно, слишком сильно было стремление заполнить белые пятна в истории эволюции человека, а может, сработало старое доброе тщеславие: так или иначе, а в летописи британской археологии Доусон себя вписал.
А вот как «Фокусник с бутылкой» смог обмануть весь Лондон: Самый знаменитый шарлатан XVIII века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: