Фрида Кало – знаменитая мексиканская художница-сюрреалистка, мастер автопортрета, бунтарка моды и икона феминизма. Она была замужем за Диего Риверой. Кало была невероятно страстной женщиной с очень сложным характером. Всю свою душу она вкладывала в свои потрясающие картины. Какие секреты писала Фрида в своих дневниках и письмах, найденных в заброшенной ванной в их с Диего доме? В этих записях прослеживается становление её личности и эволюция её творчества. Как менялся с годами её стиль и с какими трагическими событиями это было связано?
Такая разная Фрида
Письма и дневниковые записи раскрывают глубину многослойной личности Фриды и глубоко человеческую склонность изменять себя. То, как она выглядела в разные периоды своей жизни и какие картины писала — всё это было ответом на полученный жизненный опыт. С каждым этапом её жизни наступала новая эпоха моды. Будучи молодой студенткой-бунтаркой, она предпочитала сшитые на заказ костюмы и подчёркивала свои мужские черты лица, которые считала особо привлекательными.
Фрида Кало. / Фото: harpersbazaar.com
Когда Кало вышла замуж за Диего, то стала традиционной женщиной Теуаны. Она носила изысканные яркие платья и вычурные головные уборы с цветочным рисунком. А в последние годы своей жизни, когда боль от недугов стала слишком сильной, Фрида с достоинством переносила все страдания, вручную расписывая свои медицинские корсеты и ножной протез, чтобы сделать их красивыми.
Мексиканский фотограф и куратор Кристина Кало — внучатая племянница Фриды — на выставке «Фрида Кало без границ» в Музее искусств Мексиканского университета Гвадалахары в марте 2023 года. / Фото: harpersbazaar.com
Юная бунтарка
Подростковые годы Фриды пришлись на конец Мексиканской революции, период ярого нонконформизма в стране и беспорядков. За всем этим последовало просветление – об этом свидетельствовал её внешний вид. В колледже она подружилась с группой бунтующих молодых людей, называвших себя Los Cachuchas, или «Парни в шляпах». Она одевалась так же, как и они: в свободные, сшитые на заказ костюмы, белоснежные рубашки, узкие галстуки, туфли из полированной кожи и кепки газетчика. Она не просто копировала мужской стиль, она была эдаким своим парнем в их компании, несмотря на то, что всегда была традиционной ориентации. Быть мальчиком ей хотелось так же сильно, как и спать с ними.
Юная Фрида Кало. / Фото: harpersbazaar.com
Тогда она была бунтаркой и задирой. Она не пользовалась косметикой и всегда зачёсывала волосы назад, чтобы подчеркнуть свои поразительные мужские черты: острый подбородок, тёмные глаза, густые брови и пушок усов на верхней губе. Фрида не являлась эталоном красоты, особенно в 1920-е годы, когда идеалом считались круглые лица и вьющиеся волосы, но она была на 100% уверена в себе.
Всё изменилось, когда она встретила Диего Риверу.
Эра Теуаны
Диего Ривера и Фрида Кало. / Фото: gettyimages.com
Какой бы независимой и сильной ни была Фрида, её стиль был наиболее романтичным, когда она была с Диего — любовью всей её жизни. Поскольку Диего был коммунистом-монументалистом на пике политической активности в Мексике, ему нравилось демонстрировать свой патриотизм, а Фриде нравилось доставлять ему удовольствие. Так началась её эра традиционных платьев Теуана. Типичные платья женщин перешейка Теуантепек в южном мексиканском штате Оахака известны своей сложной цветочной вышивкой, широкими многослойными юбками и яркими цветами. Они олицетворяют изящество, элегантность и национальную гордость.
Тогда это было богемное, художественное, очень националистическое движение, которое возникло в результате революции. Его участники гордились своим коренным происхождением и любили открыто заявлять о себе. Кало вывела всё это на совершенно новый уровень.
Фрида Кало вывела националистическое сопротивление на совершенно новый уровень. / Фото: gettyimages.com
Когда Фрида не была в платье, она носила мексиканские блузки ручной работы, заправленные в традиционные юбки. Она любила также дополнять свой образ шалями ручной работы и головными уборами со свежими цветами, украшавшими её замысловатые плетёные причёски. Также художница носила крупные украшения и красила губы ярко-красной помадой. Ногти она также окрашивала в яркие цвета в тон.
Картины у Фриды в это время тоже были очень женственными. / Фото: gettyimages.com
То есть женщина, которая раньше была образцом андрогинности, теперь превратилась в ультраженское воплощение сопротивления, покрытое цветами.
Фрида была очень женственной. / Фото: Old Stage Studios
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 12 самых знаменитых картин о любви в искусстве: Как великие художники изображали любовь
Разбитое сердце
Фрида была очень смелой, но было бы преувеличением и ошибкой сказать, что она абсолютно бесстрашна. Как и многие женщины задолго до неё и намного позже, она больше всего боялась неизвестности. Кало не решалась родить ребенка, не зная, как это повлияет на её брак. Она очень боялась потерять своего мужчину. Также её безумно пугала перспектива лечь под нож, чтобы залечить травмы своего тела. И хотя художница всегда рисовала только то, что хотела и во что верила, временами сильно боялась, что картины не купят и она останется без денег.
У Фриды было много страхов. / Фото: gettyimages.com
В 1940 году у Диего случился роман с самой любимой сестрой Фриды, Кристиной, и Кало с ним развелась. На картине под названием «Автопортрет с подстриженными волосами» она изобразила себя невесёлой, сидящей на стуле в большом тёмно-сером костюме и темно-бордовой рубашке на пуговицах. На картине она стригла свои волосы. Повсюду были разбросаны чёрные пряди, а вверху написан текст песни: «Mira que si te quise, fué por el pelo / Ahora que estás pelona, ya no te quiero» («Видишь, если я и любил тебя, то только за твои волосы / Теперь, когда ты лысая, я тебя больше не люблю».)
Сегодня многие говорят, что Фрида — икона феминизма и приводят в пример это полотно. Правда же состоит в том, что тогда сердце художницы было разбито. Да, она была сильной, творческой, чрезвычайно талантливой женщиной со своими собственными идеями и силой воли. При этом рана, нанесённая любимым мужчиной, перевернула её мир с ног на голову. Но она нашла в себе силы снова встать на ноги.
Всю боль своего разбитого сердца Фрида изливала на свои полотна. / Фото: gettyimages.com
После разрыва с Диего Фрида снова зачесала назад свои короткие волосы и восстала против женственных платьев, которые он так обожал, вернув свои свободные костюмы. Иногда, когда она хотела праздника, то надевала изысканную западную юбку (никакой типичной вышивки) и массивные серьги.
У Кало не было недостатка в любовниках, но всё это было не то. Она нуждалась в любви, а просто угождать мужчинам больше не желала. Фрида начала активно продавать свои картины, путешествовать по миру. Она вышла из тени Диего. Они снова сошлись и поженились всего через несколько месяцев после развода, и вскоре Фрида снова вернулась к платьям.
Когда Фрида вновь сошлась с Диего - она опять полюбила платья. / Фото: gettyimages.com
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: «В моей жизни было 2 аварии – трамвай и Диего»: Как справлялась с жизненными трагедиями Фрида Кало
Нескончаемая боль
Жизнь Фриды Кало была сплошным страданием. В детстве она перенесла полиомиелит, болезнь, которая оставила её калекой на всю оставшуюся жизнь. Затем, в 18 лет, она попала в ужасную автокатастрофу, в результате которой у неё был прокол таза и навсегда травмирована спина. Будучи замужем за Диего, она забеременела, но у неё случился выкидыш. Это просто сломило её. На протяжении многих лет, до конца своей жизни, Фрида перенесла множество тяжёлых операций. В какой-то момент ей пришлось ампутировать правую ногу из-за гангрены. В свои последние дни она была по большей части прикована к постели. Свою боль Кало выражала через творчество. Она открыто говорила о своих страданиях, а когда стала старше, начала буквально носить их, раскрашивая вручную свои корсеты для спины и протез.
Протез ноги Фриды Кало в кожаном ботинке и медицинский корсет. Фотографии Хавьера Инохоса. Музей Фриды Кало. / Фото: harpersbazaar.com
Один высокий ботинок на шнуровке, выставленный в музее Фриды Кало в Мехико, был сделан из ярко-красной кожи. Он украшен нарисованным драконом, окружённым пламенем. Дракон похож на саму Фриду, которая сгорала в собственном огне.
Эволюция моды Фриды Кало – это история её жизни. Она была не четырьмя разными женщинами с индивидуальными личностями и контрастирующими стилями. Она была одной - со своими сложностями, своей болью, своей любовью и своим уникальным творческим видением.
Подробнее о том, как боль и страдания культовой художницы Фриды Кало превратились в искусство, прочтите в другой нашей статье.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: