Используя американские СМИ и рекламу в картинах на шелкографии, икона поп-арта Энди Уорхол прославился на весь мир благодаря своим знаменитым работам с изображением банок «Campbell Soup». А чрезмерное увлечение художеством и коммерцией привело его к написанию легендарных женских портретов, таких как Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и других.
Жаклин Кеннеди
Девять Джеки, Энди Уорхол, 1964 год. \ Фото: artic-web.imgix.net.
Несмотря на то, что работы Энди отражают некоторые стандарты красоты, навязанные патриархальным обществом того времени, они примечательны тем, что не выражают мужского взгляда. Как правило, его музами чаще всего были женщины, но он идентифицировал себя как гея и черпал большую часть вдохновения в гей-андеграундной культуре, изображая этих женщин с точки зрения, которая была новой для мейнстримного мира искусства. По словам Джессики Бек, куратора Музея Энди Уорхола, в его работах часто происходит смена пола с женщинами, и женские образы используются в качестве суррогатов обожествлённой красоты, которую поп-артист стремился иметь в своей жизни.
Одной из знаменитых женщин, которых Энди нарисовал в начале шестидесятых, была бывшая первая леди Соединеённых Штатов Жаклин Кеннеди Онассис. Джеки, как её называли в то время, была первой леди с 1961 года до убийства её мужа Джона в 1963 году.
«Девять Джеки» Энди — это мрачное изображение реакции Джеки на очень публичную и неожиданную смерть её мужа. На верхнем ряду картины, составленном из газетных фотографий убийства Кеннеди и его последствий, изображена Жаклин перед началом мероприятия, улыбающаяся толпе. В среднем ряду картины изображена Джеки на похоронах Джона, а в нижнем ряду показан её шок во время церемонии приведения к присяге Линдона Б. Джонсона.
Слева направо: Красная Джеки, Энди Уорхол, 1964 год. \ Энди Уорхол.
В то время как «Девять Джеки» превратили публичную трагедию Жаклин в кинематографическую постановку, это был не единственный раз, когда Энди рисовал её. В шелкографии «Красная Джеки» 1964 года он изобразил бывшую первую леди в гораздо более гламурном образе, основанном на одном из её официальных портретов, сделанных фотографом для президентской кампании её мужа. В изображениях Джеки, сделанных художником, можно увидеть его восхищение её публичным образом идеальной жены и матери, даже когда она охвачена горем.
Мэрилин Монро
Мэрилин Монро, Энди Уорхол, 1967 год. \ Фото: for-sale.co.uk.
Мэрилин Монро (урожденная Норма Джин Мортенсон; 1926-1962) была объектом некоторых из самых известных портретов Энди. Вскоре после того, как она неожиданно скончалась, художник представил свой впечатляющий диптих «Мэрилин» в 1962 году, который был основан на рекламном кадре из фильма «Ниагара» 1953 года. В дальнейшем он написал ещё много портретов кинодивы, включая шелкографический портрет 1967 года, основанный на том же изображении, что и диптих. Изображая актрису так много раз, часто с повторяющимся рисунком, Энди подчёркивал коммерциализацию Мэрилин и ту роль, которую её раскрученная красота играла в популярной культуре.
Кимико Пауэрс
Кимико Пауэрс, Энди Уорхол, 1972 год. \ Фото: sothebys-com.brightspotcdn.com.
В то время как Энди нарисовал множество известных женщин из-за своего увлечения средствами массовой информации и популярной культурой, он также изображал влиятельных и культовых женщин, с которыми был лично знаком. На портрете 1972 года изображена знакомая художника Кимико Пауэрс. Она и её муж Джон Пауэрс были коллекционерами произведений искусства, собравшими одну из крупнейших частных коллекций поп-арта на то время. Есть подозрение, что этот портрет Кимико был заказан её мужем, однако он полностью соответствует обычным картинам Энди, изображающим богатых и влиятельных женщин. Портрет выполнен с вниманием к деталям, жёлтыми вкраплениями на кимоно и невероятно выразительным лицом женщины, что делает эту картину выдающейся работой художника.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что связывало короля поп-арта Энди Уорхола и его любимого художника Ричарда Бернштейна >>
Джуди Гарленд
Джуди Гарленд (красная), Энди Уорхол, 1979 год. \ Фото: levygorvy.com.
Другой женской фигурой, очаровавшей Энди, была Джуди Гарленд (урожденная Фрэнсис Этель Гамм; 1922-1969). Она была американской актрисой и певицей, известной по роли Дороти Гейл в фильме 1939 года «Волшебник страны Оз». Как и Мэрилин, Джуди боролась за славу, и у неё была трудная личная жизнь, приведшая к её безвременной кончине в возрасте сорока семи лет. Художник лично познакомился с актрисой на вечеринке в 1965 году, где она привлекла его внимание. Несмотря на то, что Энди часто рисовал знаменитостей вскоре после их смерти, он подождал десять лет после смерти актрисы, чтобы представить свою картину «Джуди» (красная) в 1969 году, акцентируя внимание на ностальгии.
Джулия Уорхол
Слева направо: Джулия Уорхол, Энди Уорхол, 1974 год. \ Энди в детстве с мамой и братом Джоном.
Среди всех женщин, которых он изображал на протяжении своей художественной карьеры, Энди не обошёл вниманием самую важную — свою мать, Джулию Уорхол (1892-1972). Его работа «Джулия Уорхол» 1974 года написана красными чернилами на шёлковой основе на хрупкой бумаге. За весь свой творческий путь он несколько раз изображал свою мать, в том числе девять раз в сентябре 1974 года, всего через два года после её смерти. В 1966 году он также снял короткометражный фильм с Джулией в главной роли под названием «Миссис Уорхол». В фильме она сыграла стареющую кинозвезду, у которой за всю её жизнь было много мужей. Этот хрупкий отпечаток с изображением Джулии даёт некоторое представление об отношениях Энди с его матерью и её роли как женщины, оказывающей влияние на его жизнь.
Элизабет Тейлор
Лиз, Энди Уорхол, 1964 год. \ Фото: artnews.com.
Одержимость Энди изображением знаменитостей женского пола привела его к созданию картины Элизабет Тейлор, британской и американской актрисы, снявшейся в классических голливудских фильмах, таких как «Отец невесты» и «Клеопатра». Художник был очарован Элизабет и по словам старшего сценариста Christie's Стивена Джонса, Энди вёл себя как одурманенный подросток, восхищаясь Лиз издалека. По-настоящему он встретил её гораздо позже в жизни, и они стали хорошими друзьями, переписываясь вплоть до его смерти. Портрет «Лиз» (1964) был выпущен всего через несколько лет после того, как актриса оказалась на грани смерти во время съёмок фильма «Клеопатра» в 1961 году.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что связывало писателя Оскара Уайльда и художника Обри Бёрдслея, и из-за чего они расстались >>
Марша П. Джонсон
Слева направо: Марша П. Джонсон работы Энди Уорхола, из коллекции Леди и джентльмены, 1975 год. \ Марша П. Джонсон, также известная как Малкольм Майклс-младший.
Одной из культовых фигур, нарисованных Энди, была Марша П. Джонсон, американская активистка движения за освобождение геев и борьбу со СПИДом. Она была ключевой фигурой в восстании Стоунуолла, а также работала моделью для серии Энди «Леди и джентльмены», заказанной итальянским арт-дилером Лучано Ансельмино и состояла из портретов четырнадцати трансгендерных женщин и трансвеститов. Несмотря на то, что это портрет Марши уникален с художественной точки зрения, были некоторые проблемы с тем, как Энди и его коллеги-бизнесмены подошли к созданию этой серии. При том, что художник был очарован знаменитостями, он никогда не публиковал имён ни одной из женщин и трансвеститов, которые позировали для серии. Сама Джонсон даже сказала в интервью, что сочла ироничным тот факт, что её портрет продавался за тысячи долларов, в то время как она была почти бездомной.
Долли Партон
Слева направо: Долли Партон, Энди Уорхол, 1984 год. \ Долли Ребекка Партон — американская кантри-певица и киноактриса.
Энди создал этот портрет Долли Партон в 1984 году. Американская певица и автор песен, известная своей широкой популярностью, стильным внешним видом и филантропией с первых же минут привлекла внимание художника. В «Долли Партон» Энди намеренно преувеличил красные губы женщины и создал портрет, который имеет некоторое сходство с его изображением Мэрилин десятилетиями ранее. Выпущенный в то время, когда китч и такие художники, как Джефф Кунс, были на пике популярности американской арт-сцены, изображение «Долли Партон» имело широкий успех у публики.
Арета Франклин
Арета Франклин, Энди Уорхола, 1986 год. \ Фото: i.pinimg.com.
Этот захватывающий дух портрет Ареты Франклин 1986 года является ещё одним примером того, как художник изображал влиятельных и культовых женщин. Арета была американской певицей и автором песен, широко известной как королева соула. Картина «Арета Франклин», выполненная акриловыми красками и шелкографией на холсте, стала обложкой тридцать первого студийного альбома певицы. Это произведение также стало последним портретом, который Энди завершил перед своей смертью в 1987 году во время операции на желчном пузыре. Портрет Ареты, созданный Энди, отражает более масштабные темы в творчестве художника: популярность, средства массовой информации и силу женского начала. Увлечение Энди обожествлённой красотой привело его к созданию портретов со многими прекрасными и культовыми сюжетами на протяжении всей его жизни.
Жизнь творческих людей полна сюрпризов и подводных камней. Исключением не стала история о запретной любви Оскара Уайльда, которая буквально довела писателя до тюрьмы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: