На картинах итальянских художников XVII-XVIII веков можно встретить странные женские изображения: вместо личика дамы – черный овал. Моретта – пожалуй, самая загадочная из всех масок Средневековья. Она полностью закрывает лицо и у нее нет рта. Если бы ни работы современников-живописцев, потомки даже и не узнали бы о существовании такого модного по тем временам аксессуара. Так для чего женщинам приходилось носить черный овал на лице и что символизировала такая маска?
Как она держалась на лице
Моретта (дословно – la moretta, что означает «смуглянка») была изобретена во Франции в XVII столетии, но популярность приобрела в Италии, а если конкретно, то в Венеции. Правда, всплеск ее популярности был недолгим, и уже к 1760-м годам он прошел.Маска имела округлую (чаще всего, овальную) форму и у нее были только две прорези – для глаз. Однако дышать в ней, несмотря на отсутствие отверстий для рта и носа, все равно было возможно. Ведь, хотя изготавливали ее из «недыщащего» материала (картон и бархат), она не прилегала к лицу плотно. У этой маски не было никаких завязок, лент или ремешков, а держалась она на лице за счет кнопки-штырька, бусинки или пуговицы, которая крепилась с внутренней стороны внизу по центру. Дама просто зажимала такую пуговицу зубами.
Загадочная маска на портретах.
Зачем её носили
Женщин в маске моретта можно встретить на картинах как известных, так и неизвестных художников. Из этого можно сделать вывод, что данный предмет использовался местными модницами очень активно.Но для чего же эту маску носили? У историков есть ответ на этот вопрос, и он связан с самой конструкцией маски. Ключевым тут является то, что с мореттой женщина, по понятным причинам, не могла говорить. Рот-то занят! В связи с этим у маски даже имелось второе, народное название – «немая служанка», или «муто» (la muto переводится как «немая»). Ношение такого черного овала символизировало покорность и молчаливость, и ситуаций, когда женщине требовалось быть бессловесной, несколько.
Худ. Джованни Гревемброх. XVIII век, Венеция.
Во-первых, «маску молчания» носили при посещении монастырей. Поскольку в стенах «дома Господня» считалось грехом водить пустые разговоры, а тем более, сплетничать, а средневековой женщине по ее натуре было сложно воздержаться от искушения обсудить последние новости, романы или наряды других дам, такая маска была настоящей палочкой-выручалочкой. Она позволяла держать себя в узде.
Другая ситуация – посещение балов и карнавалов, которое предполагало, конечно же, знакомство с кавалерами. Считалось, что юной особе следует завоевывать сердце мужчины не с помощью самого простого средства – красоты своего личика, а с помощью грации, хороших манер – в общем, языка тела. Для девушки тоже было важным найти умного жениха, а не ветреного кавалера, которого интересует только внешность своей пассии.
Так что ношение маски моретта означало, что женщина хочет заинтриговать мужчин и поиграть в «соблазнение» – с помощью жестов, легких прикосновений и так далее.
Маска создавала интригу. /Фото: pinterest.com
Дама, личико которой закрывает черный овал, очень интриговала сильный пол. А какой у незнакомки голос? Этот вопрос тоже возбуждал кавалера эпохи Возрождения.
Третья причина – та роль, которая отводилась женщине этой эпохи в принципе. Ей следовало поменьше говорить и побольше слушать, подчиняясь мужчине. Бессловесная покорная жена – идеал женщины того времени.
Жена в такой маске не будет докучать мужу разговорами. /Фото: pinterest.com
Некоторые историки выдвигают еще одну версию о причине ношения такой маски. Она исходит из того, что мода XVII-XVIII столетий предполагала особый идеал женского лица. Ему надлежало быть бледным, практически белым. В связи с эти маску моретта дамы вполне могли использовать в качестве защиты от палящих солнечных лучей во время похода на улицу в разгар дня.
Но все-таки самым главным в этой маске было то, что она придавала женщине таинственность и загадочность.
Кстати, настоящие маски моретта очень редко можно встретить на аукционах или в частных коллекциях. Даже современные их версии почти никто не изготавливает – разве что частные мастера в Венеции. И это придает им ещё большую загадочность.
Если вы интересуетесь интересными фактами из истории живописи, прочитайте о том, Зачем создавались парные портреты и о чем они могут рассказать.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: