Ночью 4 июня 1989-го в Советском Союзе прогремела крупнейшая в российской истории железнодорожная катастрофа. Мощнейший взрыв на Транссибирской магистрали, сопоставимый с ядерным, едва ли не полностью уничтожил два встречных пассажирских поезда. Виной тому роковое стечение цепочки обстоятельств. На памятных плитах выгравированы 575 имен, но родные погибших и пропавших без вести уверены, что трагедия унесла свыше 780 жизней.
Из нефтепровода – в газопроводы
Добровольцы и спасатели в поисках пострадавших. /Фото: i10.fotocdn.net
Страшнейший взрыв стал результатом аварии на сибирском трубопроводе, проходившем около железнодорожного полотна. Труба Западная Сибирь – Урал – Поволжье была построена в начале 80-х. Изначально Совет Министров СССР утвердил проект нефтепровода, но позже специалисты из профильного министерства решили перепрофилировать объект под транспортировку сжиженного газа. В мировой практике запрещается размещение подобного хозяйства вблизи крупных гражданских объектов, но требование было проигнорировано. Трубопровод большого радиуса с газом под давлением пересекал железную дорогу в 14 местах. На протяжении почти 300 км труба подходила к полотну ближе, чем на километр, потенциально угрожая городам Миньяр, Златоуст, Усть-Катав, поселку Кропачево.
Как выяснилось позже, к вечеру 3 июня трубопровод дал течь, и газ, по своим свойствам в полтора раза плотнее воздуха, заполнил ложбину. На том участке находился железнодорожный перегон между Улу-Теляком и Ашой. В силу жаркой и безветренной погоды образовалось большое газовое озеро, в область которого в ночь на 4 июня и въехали с двух сторон два пассажирских поезда: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Жена владельца пропавшего батискафа «Титан» оказалась праправнучкой пожилой пары, погибшей на «Титанике» 110 лет тому назад.
Смертельный взрыв
Картинки с места трагедии напоминали фильм ужасов. /Фото: quto.ru
Мощность неожиданного взрыва была сопоставима с ядерным взрывом. Ударная волна вышибла стекла в жилых домах, расположенных в 12 километрах от места аварии, а пламя виднелось за сотню километров. Местные жители, проснувшиеся от звуков, подумали, что неподалеку приземлилась атомная бомба или началась ядерная война. Несмотря на полное отсутствие информации и под угрозой жизни и здоровью, люди помчались к месту трагедии на личных машинах, грузовиках, тракторах. Уже на подъезде, как вспоминали очевидцы, в глаза бросились сосны, напоминавшие обгоревшие до черноты спички.
По округе разбросало рваный расплавленный металл, а рельсы вздыбились изогнутыми петлями. Сильный пожар охватил 250 гектар, но треск пламени не мог заглушить сплошной человеческий стон. Несмотря на то, что взрыв произошел на отдаленном от цивилизации участке, первые машины скорой помощи подъехали довольно быстро. На удивление оперативно рядом стали приземляться вертолеты со спасателями, врачами, солдатами. Ближе к утру прибыли даже бригады иностранцев. Во всех близлежащих больницах срочно освобождали места для выживших. Развозить искалеченных пассажиров помогали местные, тут же выстраиваясь в длинные очереди на сдачу донорской крови. Всего в ту ночь в эпицентре взрыва отработали около полусотни бригад скорой помощи. В эвакуации раненых участвовали 1200 военнослужащих, 45 вертолётов и сотни машин общественного транспорта.
В пострадавших поездах находились свыше 1350 человек. И это только официально. Оба состава осуществляли курортный маршрут, перевозя множество семей с детьми и отдыхающих из детских пионерских лагерей. Точное число погибших назвать невозможно именно по причине высокого процента детей в вагонах. Тогда на малолетних пассажиров билеты покупали редко, а какая-то часть людей попадали в поезд мимо кассы. По официальным сведениям, в первые часы после взрыва спасатели насчитали 258 мертвых тел. Еще около тысячи обожженных и раненых пассажиров доставили в больницы. Очень многим из них выжить не удалось. Перспективных пациентов перевозили в ожоговые центры Ленинграда и Москвы. В итоге из 806 таких пострадавших спасти врачам удалось 633. По бумагам трагедия унесла 575 жизней, 181 из которых — детские. До трёхсот человек остались инвалидами, полностью утратив трудоспособность. Больше всего пассажиров представляли Челябинскую область. Регион потерял 122 жителя, а 45 из них были учениками и учителями 107-й школы областного центра. В том огне разом погибла практически вся хоккейная команда «Трактор-73». Юные спортсмены дважды становились чемпионами СССР.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Почему затонул теплоход «Четвертый» или Ярославский «Титаник».
Роковое стечение обстоятельств
Множество тел даже не удалось отыскать.
В детали расследования простых смертных никто не посвящал. Участников и свидетелей трагедии максимально дистанцировали от поиска причин и разбора последствий. Несмотря на заверения властей в том, что местность тщательно прочесали, люди находили останки тел и части их личных вещей вдоль Транссиба даже спустя год. Становилось понятно, что пропавшие без вести попросту сгорели дотла, оставив после себя лишь единичные фрагменты. Народ закипал от боли и ярости. К годовщине катастрофы близкие погибших просто взяли и перекрыли железнодорожное движение, усевшись на рельсы.
Суд вынес свой вердикт только к лету 1995-го. Виновниками признали семерых специалистов, причастных непосредственно к укладке трубопровода на роковом участке. Судьи заключили, что труба была повреждена ковшом экскаватора, о чем не было доложено наверх. Никого из ответственных за изначально опасный проект чиновников на скамье подсудимых замечено не было.
На рельсах удержались всего несколько вагонов. /Фото: redcrossufa.ru
А ведь к самой чудовищной в истории железнодорожной аварии привел целый ряд просчетов и ошибок, допущенных руководителями и должностными лицами. И начать нужно с того, что в том районе с высокой пассажирской нагрузкой вообще не должен был проходить подобный газопровод. Ну а дальше, если верить следствию, укладка трубы с механическим повреждением привела к образованию течи спустя годы. В 1987-м сократили обходчиков, проверявших состояние газопроводов. Оставили трубу и без телеметрии, и на какое-то время без вертолетного облета. Такое решение было принято замминистра нефтепромышленности в целях экономии в сложный для страны период. Непосредственно перед взрывом газовщики увидели на приборах упавшее в трубе давление. Но вместо того, чтоб разбираться, усилили напор, разумеется, ускорив и утечку. Да и развороченные поезда не должны были сойтись вместе в той злополучной газовой ложбине. В другом случае жертв могло быть в разы меньше. И случилось это из-за смещенного расписания. Один из поездов сделал незапланированную остановку из-за беременной пассажирки, у которой начались схватки.
Религия настолько уникальна и многогранна, что в разные времена были свои верования, традиции и обряды. Так, например, однажды конфуцианство схлестнулось с христианством, устроив самое настоящее противостояние в Поднебесной.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: