Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    

Автопортрет Яна Стена./ Фото: bestarts.org

Автопортрет Яна Стена./ Фото: bestarts.org

Причиной того, отчего вдруг на одном пятачке земли начинается взлет культурного развития, специалисты обыкновенно объясняют стечением благоприятных экономических условий и исторически обоснованной потребностью. Голландцы 17 века торговали, отвоевывали границы у Испании и у моря, строили дамбы и города. А так же стремительно богатели и обожали все красивое – здания, одежду, драгоценности, предметы интерьера.


Голландцы «большие» и «малые»

Фрагмент картины «Больная и врач»./ Фото: smallbay.ru

Фрагмент картины «Больная и врач»./ Фото: smallbay.ru


На этот зов эпохи не замедлили явиться такие мэтры как Рембрандт, Вермеер, Халс и другие «зубры», которых принято величать «большими голландцами». Большие они были и в смысле размеров своих величественных полотен, и в направлении духовного поиска живописных образов в тончайшем спектре человеческих эмоций.

Фрагмент картины «Гуляки»./ Фото: smallbay.ru

Фрагмент картины «Гуляки»./ Фото: smallbay.ru


Окончательно освободившись от испанских притязаний на свою независимость, голландцы получили еще один «подарок» от кальвинистской церкви, которая отказалась украшать свои Божьи дома живописью.

Фрагмент картины «Жители Делфта»./ Фото: curiator.com

Фрагмент картины «Жители Делфта»./ Фото: curiator.com


Примерно с этого времени, выражаясь простым языком, живопись буквально «пошла в народ». Монументальные размеры картин уменьшились до такого формата, который удобно повесить на стене спальни или в столовой. Небольшие полотна не располагали к изображениям сцен библейских масштабов, зато разнообразие жанров могло утолить любой взыскательный вкус: натюрморты, портреты, пейзажи и превеликое множество жанровых сценок, где повседневные узнаваемые детали городского быта соседствовали с возвышенным или смешным.

Фрагмент картины «Риторики в окне»./ Фото: curiator.com

Фрагмент картины «Риторики в окне»./ Фото: curiator.com


На этой благодатной почве расцвело феноменальное явление, названное впоследствии творческим наследием «малых голландцев». Ажиотаж спроса на картины был сопоставим с азартом «тюльпанной лихорадки» и привел к невероятной востребованности профессии живописца. Согласно официальной статистике того времени один человек из тысячи вполне профессионально владел кистью, брал заказы на исполнение портретов и продавал свои работы через небольшие галереи или аукционы.

Лейденское дарование

Фрагмент картины «Школьный учитель»./ Фото: greatartists.ru

Фрагмент картины «Школьный учитель»./ Фото: greatartists.ru


Впервые в финансовом мире живопись становится предметом инвестиций. Даже бедняки стремились обзавестись живописью для украшения скудного интерьера своих домов, экономя на еде ради искусства. Достаточно одного факта, чтобы рассказать об этом городе. В награду за стойкость и силу духа, проявленные горожанами во времена испанской осады (1573-1574 гг.), Лейдену был предоставлен выбор между возведением стен университета и освобождением от уплаты налогов.

Лейден выбрал университет, а не деньги! В стенах этой «альма-матер» обучались Рембрандт и Ян Стен. (В списке имен выпускников и преподавателей университета так же числятся Б. Спиноза, Р. Декарт, Э. Ферми, А. Эйнштейн).



Юное лейденское дарование впитывало потребность в красоте вместе с запахами рыбы и моря, ловко пробираясь на учебу в шумной городской толпе, снующей между лавками, портом, художественными и ремесленными мастерскими. Окончив курс высшей школы, юный Ян Стен с головой окунается в предпринимательство.

Он варит пиво на собственной пивоварне, готовит и подает ветчину и селедку гостям в своем трактире. Но, видимо, от судьбы не уйти. Оставив позади жизнь начинающего буржуа, энергичный смешливый юноша решительно покидает Лейден ради обучения ремеслу живописца в Утрехте и Гааге.

Веселый насмешник

Фрагмент картины «Автопортрет с лютней»./ Фото: greatartists.ru

Фрагмент картины «Автопортрет с лютней»./ Фото: greatartists.ru


Ян Стен не стеснялся вставлять автопортреты в свои жанровые сценки. Его хохочущий губастый лик можно видеть в образах доктора, держащего за руку немощную пациентку («Больная и врач»), жизнерадостного забулдыги («Гуляки»), довольного любовника («Автопортрет с лютней»). Помимо добродушной насмешки, Ян Стен не упускал случая художественно «поворчать» на времена и нравы, щедро используя простые предметы в композиции в качестве символов и аллегорий.

Картина «Остерегайтесь невоздержанности!»./ Фото: smallbay.ru

Картина «Остерегайтесь невоздержанности!»./ Фото: smallbay.ru


Фрагмент картины «Остерегайтесь невоздержанности!»./ Фото: smallbay.ru

Фрагмент картины «Остерегайтесь невоздержанности!»./ Фото: smallbay.ru


К примеру, компания весело проводящих время горожан («Остерегайтесь невоздержанности!») окружена такими вещами, как костыль и пустой кошелек, предвещая любителям застолий потерю здоровья и благосостояния как следствие вредных привычек. А сидящая на плече одного из персонажей утка, предсказывает самое худшее похожестью звукового звучания слов eind (конец) и eend (утка). Суровый подход!

Простые радости

Фрагмент картины «Пекарь Аствард и его жена Катарина»./ Фото: curiator.com

Фрагмент картины «Пекарь Аствард и его жена Катарина»./ Фото: curiator.com


Однако у Яна Стена есть картины, где сарказм отступает. Ироничный живописец как большой ребенок наслаждается теплым солнечным днем и неспешной увлекательной игре на свежем воздухе («Игроки в кегли у гостиницы»). Уютная простота простых радостей, заимствованная у природы, превращает насмешника, морализатора, гуляку и остроумца в человека, обожающего жизнь во всех ее проявлениях.

Правда и ничего кроме правды

Фрагмент картины «Туалет женщины»./ Фото: greatartists.ru

Фрагмент картины «Туалет женщины»./ Фото: greatartists.ru


В атмосферу написанных сюжетов с головой погружают «говорящие» детали. Вот, к примеру, на картине миловидная молодая горожанка готовится ко сну в своей спальне ("Туалет женщины»). Можно в подробностях подглядеть следы тесных носков на ножках красавицы, ночной горшок, трогательную привязанность к собаке, которой разрешено улечься прямо на хозяйскую подушку.

На картине представлен полный отчет о быте и милых слабостях. Ни на одном полотне мастера не найти приукрашивания действительности. Ясный, насмешливый взгляд живописца смотрит на мир пытливо, иронично, выстраивая детали в блестящие композиционные решения.



Вспоминая о голландских художниках, как не вспомнить и 7 фактов о Винсенте Ван Гоге - художнике, продавшем при жизни всего одну свою картину.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








10726
12.01.2018 11:10
В закладки
Версия для печати




Смотрите также