Квартирная проблема в дореволюционной Москве решалась методом сдачи и найма. Никто не давал социальную жилплощадь даром, но каждый находил ее по своим возможностям. Кто-то поселялся в каморочных малометражках, а другие могли занимать сразу несколько комнат в хорошо меблированной квартире или особняке. Но история менялась, откладывая отпечаток на возможности человека. И дошло до того, что аристократы готовы были за мешок пшена уступить свою усадьбу новым богачам-капиталистам. Объявления об аренде и сдаче показывают, как менялся квартирный вопрос москвичей и приезжих, согласных на любых условиях получить хоть комнату.
Как размещались в доходных домах – от дворян внизу к студентам на чердаках
Москва разрасталась постепенно – с 250-тысячного населения в начале XIX века до 1,5 миллиона в начале следующего в 1915 году. В город потянулись сельские люди. Кто-то искал работу, а кто-то хотел лучшей жизни. За ними перебирались и дворяне, которым нечего было делать самим в пустых деревнях. Каждый из них должен был где-то поселиться, и начинались поиски квартиры.
Доходные дома использовались людьми разных сословий. Каждый находил угол по своим возможностям.
В Москве происходили изменения в слоях населения. Рос класс российской буржуазии, а дворяне им уступали место. Новые шуйские занимали их особняки, а те, в свою очередь, перебирались в квартиры поскромнее.
Самым оптимальным вариантом для многих оказались доходные дома, которые росли как на дрожжах. Кто имел деньги, быстро их воздвигали и получали хорошую прибыль. Некоторые на этом сколотили миллионное состояние.
Доходные дома появились еще со времен Древней Греции и назывались инсулами. Они напоминали слоеный пирог по тому, как его заселяли люди разных сословий. На первом этаже размещались лавки, салоны и хозяйственные помещения. Второй и третий отдавался богатым людям, знаменитостям. Дальше заселялись чиновники, военные, студенты. Чем беднее, тем выше была комната у человека. Но так было до того, пока не появился лифт, или как ее описывали местные – подъемная машина.
Стоимость квартир зависела от сезона – летом они были дешевле, потому что многие предпочитали уезжать за город. Вид из окна также учитывался. Если выходили окна во двор, то она считалась дешевле той, из чьих квартир была видна улица.
Московские квартиры: барские, для знаменитостей, «меблирашки», каморочные, казармы
Квартиры «барского» типа в доходных домах были с хорошей мебелью, с большим количеством комнат, с парадными из мрамора, с дорожками и швейцарами. В них было настолько чисто, что разуваться можно было уже при входе. Занимали такие квартиры богатые промышленники и купцы с большим достатком.
Квартиры для состоятельных клиентов.
В квартирах подобного типа, но немного упрощенных, жили актеры, юристы, землевладельцы. К третьему уровню относились так называемые «меблирашки». Это хорошие квартиры, которые сдавались с мебелью и дополнительно предлагался полный пансион: горничные, лакеи, коридорные, питание, уход за одеждой и другие услуги, оказываемые за отдельную плату. Они напоминали гостиницу, когда нужно было придерживаться каких-то общих правил поведения в многокомнатном здании. В них селились чиновники, местные знаменитости, поэты, отставные военные.
Каморочные квартиры были сложными для нормальной жизни.
Каморочные уже полноценными квартирами сложно назвать. Это были отдельные комнаты вдоль длинного коридора. Но и это был неплохой вариант, потому что еще существовала их разновидность «коечно-каморочные» квартиры. Большое помещение разделялось на секции фанерой, а иногда просто занавеской.
Ночлежки – самый низкий уровень жилой площади. За очень небольшую плату в них можно было переночевать. Это огромное помещение с нарами и плохим воздухом. От земли тянуло сыростью, а от лежаков гнилью, потому что на них были просто набросаны какие-то тряпки. Людей в ночлежках набивалось настолько много, что не хватало кислорода, поэтому многие под утро начинали даже бредить. Чтобы выдержать ночь, приходилось выходить на улицу вдохнуть кислорода.
Ночлежки и казармы были низшим уровнем в категории съемного жилья.
Казармы возводили фабриканты, предоставляя жилье своим рабочим. Условия в них были разные. Многое зависело от того, насколько хозяин хочет вложиться и сделать комфортабельным жилье. Хорошие поселения возводили фабрикант Милютин в поселке Красный Октябрь или же А. Морозов в поселке Орехово-Зуево, показывающие высокое благоустройство и заботу о людях. В них были здания для жилья, детские сады, магазины, школы, читальни и другие необходимые для жизни строения.
Как подавались объявления о сдаче жилья: разноцветные талоны
Объявления писались в газетах или на дома приклеивались разноцветные билетики с информацией.
Объявления помогали людям находить нужный вариант жилья. Их размещали на окнах или воротах домов. В 1897 году была придумана единая система билетиков, которая помогала даже издалека определить его информацию. Дело в том, что билетики имели разный цвет в зависимости от содержания. На зеленых писали о сдаче комнат, если речь шла о квартирах – то розовые, а на белых – сдача угла.
Найти нужную информацию о квартирах можно было также в газете «Русские ведомости». В объявлениях информировали о количестве комнат, месторасположении, стоимости. И это послужило возможностью отследить, как падал уровень жизни людей, восстанавливался, а потом совсем исчез вместе с объявлениями в газете.
Жилье в аренду от аристократов в конце XIX века для новой элиты
Жителей в Москве добавлялось, и съемные квартиры постоянно пользовались спросом.
В дореволюционной России в деревнях выстраивались целые имения, принадлежащие дворянам и другой аристократии. В 1881 году в объявлениях о сдаче жилья на лето предлагаются разные варианты: первый этаж на 5 комнат, второй – на 8 комнат, дома с хозпостройками и без них. Часто писалось, что узнать всю информацию можно у дворника, что еще раз подтверждает – оно принадлежало господам, которые из-за бедности уже не могут сами содержать большой особняк. Поэтому его делили на части и сдавали комнатами или этажами.
Городские жители были в постоянном движении. После зимы они старались съехать за город, а другие, используя шанс, занимали их места, чтобы зимой с доплатой уже иметь крышу над головой. Если в зимнее время квартира стоила 20 рублей за месяц, то летом она сдается за 10-12 рублей. А дачи становились дешевым жильем зимой, и некоторые люди действительно в них оставались жить – их называли «сектой зимников».
С появлением лифта стоимость квартир в многоэтажках увеличилась. Стали появляться очень комфортабельные квартиры, которые были снабжены отоплением, электричеством и горячей водой. Такое нововведение первым появилось в доме №17 по Рождественскому бульвару. Это позволило доходным домам сдавать больше дорогих квартир.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Да хоть во дворце! Как и где жили крупнейшие чаеторговцы Москвы
Начало XX века: как сдавались богатые квартиры
Особняки аристократам было трудно содержать в начале XX века, и они сдавали их в аренду постояльцам.
С 1900 года появились новые требования к съемным квартирам. Из-за того, что высший класс понемногу беднел, а у простого народа не было денег на большие комнаты, появился спрос на комфортабельные, но небольшие квартиры. Вместо 10 комнат достаточно было 4-5 с хорошей меблировкой, обслуживанием и прочими составляющими. Многие старались снимать комнату с готовым пансионом. В таких объявлениях писали, что сдается комната со столом. В таких домах было две кухарки – одна готовила для хозяев, а другая «черная» - для квартирантов.
Семейные особняки с садом, конюшней и складскими помещениями сдавались для новых купцов. Учитывалось близкое расположение к транспорту. Это было важно для тех, кто занимался частной практикой. Например, врачи, которые принимали на дому.
Люди нищали, и обладатели квартир готовы были сдавать комнату за символическую плату. В таком же положении находились и съемщики, которым нечем было платить, и они предлагали свои услуги. Например, стенографистка готова была обучить хозяина квартиры печатать за то, что он сдаст ей комнату. Особняки продавались за продукты, особенно когда наступил голод. Дачу знаменитого хирурга Соловова продали за мешок пшена. Некоторые из города перебирались в деревню, понимая, что там есть хотя бы подножный корм с огорода, леса и полей, и это спасло зимой 1917-18 годов.
Доходный дом с дешевыми квартирами, построенный по завещанию Солодовникова.
В 1901 году началась стройка комплекса с дешевыми квартирами – «Свободный гражданин» по завещанию Г. Солодовникова. Закончили его в 1909 году. В него вошли дома для одиноких и семейных людей. Этот проект позволил действительно жить в комфортных условиях всего за 1,25 рубля на неделю в «Гражданине» и 2,5 рубля в «Ромбе».
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Как строили знаменитые сталинские высотки в Москве: легенды, слухи, факты
Закрытие газеты «Русские ведомости» и исчезновение квартирных объявлений
Газету Русские ведомости закрыли после революции.
Весной 1917 года еще появлялись объявления о сдаче жилья, но их становилось все меньше. Летом положение еще больше ухудшилось. Их уже будут стараться продать, а не сдавать в аренду, и готовы получить оплату частями.
В 1918 году в газете «Русские ведомости» была опубликована статья Бориса Савинкова «С дороги», из-за которой ее закрыли, а самого редактора посадили в тюрьму на 3 месяца. Объявлений о сдаче квартир уже до этого не было несколько месяцев.
После революции вся недвижимость была национализирована, но это не решило проблем с жильем, а наоборот – его стало не хватать. Благоустроенные доходные дома взяли под опеку не умеющие руководить организации, превратив их в грязные, неухоженные здания. За несколько лет 20% недвижимости пришло в негодность. Такие потери можно сравнить с Берлином в 1945 году, который освобождали и бомбили.
Знаменитые «хрущевки» в СССР также позволили решить некоторые проблемы с жильем, но их часто и много стали критиковать. Они, конечно, не идеальны, но в то время люди радовались даже таким условиям и отдельным квартирам.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: