Почему старообрядцы считают женщин «нечистыми», и Как старообрядки за свои права боролись

В рамках старообрядческого уклада, который отличает бескомпромиссная приверженность древним порядкам, положение женщины представляет собой яркий пример противоречий. С одной стороны, ее могли воспринимать как “нечистую” ввиду естественных физиологических процессов. С другой стороны, на женских плечах зачастую лежала вся тяжесть духовной и хозяйственной жизни общины. Как женщинам удавалось совмещать эти, на первый взгляд, взаимоисключающие роли?
«Нечистая» сторона женщины

Старообрядцы воспринимают женщину как существо с двойственной природой.
Представление о двойственной сути женщины служило основой для строгих правил. Исследователи отмечают, что старообрядки считались связующим звеном между мирами. Они несли в себе способность даровать жизнь, но в то же время ежемесячно проходили через состояние, напоминающее “малую смерть” — критические дни, время ритуальной нечистоты.
Этот статус мог усиливаться после рождения ребенка, события, которое для старообрядцев имело первостепенное значение.
Сам процесс родов происходил не в избе, а в бане. Это место считалось сакральным, однако имело “нечистый” статус. После появления на свет ребенка женщина не должна была появляться в общем жилом пространстве в течение сорока дней, а порой и шести недель. Лишь особый обряд очищения давал ей право снова присутствовать на семейных обедах. Кроме того, на женщине лежала ответственность за первородный грех, совершённый Евой, которая, как известно, соблазнила Адама.
Девочкам было нелегко

Девочек с раннего детства приучали к домашней работе.
С раннего детства девочек готовили к домашнему труду. Такая подготовка впоследствии помогала им избегать контактов с внешним миром. Домашняя работа обеспечивала семью всем необходимым. К десяти годам считалось постыдным не владеть искусством прядения, ткачества, шитья, вязания и вышивания. Умение готовить и стирать также было обязательным. Историк-этнограф Е. Титова в своих работах приводит воспоминания старообрядок. Например, после свадьбы, одна женщина впервые готовила белье для мужа, который собрался в баню, свекровь отказала выдать сыну чистый комплект. Причина была такова: заботиться о белье следует новоиспеченной супруге. Такими были установленные правила.
Соблюдение правил было обязательным с юных лет. Вятские старообрядцы утверждали, что родители могли наказать ребенка поркой. Причиной могло стать надевание кофты вместо традиционной рубахи и сарафана. Это касалось даже домашней одежды. Казалось бы, какая разница, в чем ребенок проводит время дома или во дворе. Однако такое следование правилам воспитывало уважение к вековым традициям. Оно помогало жестко придерживаться старинных норм. Белокриницкий Освященный собор 1925 года возлагал на женщин задачу по ведению неустанной борьбы со злом. Им предписывалось ежеминутно бороться со всеми его проявлениями (от нарушения постов и пьянства до ношения неподобающей одежды). Запрещены были и считались непотребными мирские развлечения: театры, ярмарки, праздники. Недопустимо было использование бранных слов и бритье бород. За всем этим женщины должны были строго следить.
Патриархат без обсуждений

Старообрядцы придерживались патриархального уклада.
Семейный уклад старообрядцев был строго патриархальным. Жена обязана была беспрекословно подчиняться мужу. Молодая невестка в свою очередь полностью подчинялась свекрови. Именно старшая женщина фактически управляла женской частью дома.
У отдельных старообрядческих групп, например, у уймонских, даже простейшие действия (принести воды, начать шить так далее) требовали разрешения старшей женщины.
Сделанная без её одобрения работа считалась ничтожной. Свекровь могла вылить воду. Она могла распороть готовое изделие. Таким образом, девушек с юных лет приучали к абсолютной покорности. Строгое соблюдение правил было ключевым. Наказывали даже совсем еще маленьких детей.
Хорошая семья — большая семья

Для старообрядческих семей было характерным большое количество детей.
Старообрядческие семьи отличались многочисленностью. Нормой считалось иметь от двенадцати до восемнадцати детей. Женщины заботились не только о собственных сыновьях и дочерях, но и о чужих детишках. Прерывание беременности называли великим грехом. Хотя, у старообрядок редко возникали причины для подобного шага. Так, женщины, уехавшие на заработки, например, в ближайший город, не сомневаясь там рожали. Потому что знали, что бросать работу не придется. Малыш будет под присмотром родного скита.
В 17 веке у старообрядцев появились учреждения, подобные нынешним яслям и детским садам. Первоначально их устраивали в землянках. Позднее возводили специальные дома, где женщины могли заботиться о своих и чужих малышах. И это относилось не только к кормлению, одеванию и иным бытовым вещам. Они также обучали детей грамоте.Потому доля грамотных среди старообрядцев была весьма высокой. Это касалось даже крестьянской среды. Этот показатель превосходил общероссийский. У старообрядцев существовали и детские дома. Но туда обычно попадали круглые сироты. Обычно же в семье были готовы присмотреть за ребенком.
А как же равноправие?

Среди женщин старообрядческих общин было немало энергичных лидеров.
Профессор Петр Смирнов в своих работах отмечал, что женщины нередко пользовались равными правами с представителями мужского пола. Они имели непререкаемый авторитет среди детей. Более того, некоторые из них могли управлять общиной. Им было дозволено совершать духовные обряды и таинства.
Исследовательница сект В. Ясевич-Бородавская упоминала, что впервые тему женского равноправия подняли в старообрядческих скитах, находящихся на реке Лекса. Там женщины отказывались от личной жизни. Но при этом из них получались самостоятельные, энергичные лидеры. Они занимались как мирскими, так и церковными делами. «Келейницы», или «чернички», могли даже причащать. Им также разрешалось принимать исповедь. Они могли крестить младенцев. Им было дозволено постригать в монашество. Эти женщины вели активную благотворительную деятельность. Обеспечивали едой нищих. Создавали лазареты. Занимались переписыванием богослужебных книг. Некоторые из них даже писали собственные книги и издавали их.
Очень интересна история старообрядцев-отшельников Лыковых, которые выживали в тайге и до 1978 года верили, они что на планете одни.


